о.Лоренс Фримен OSB “Великий пост 2020” (IV неделя)

IV неделя

Четверг IV недели Великого поста

Наш коронавирусный кризис продлится дольше, чем Великий пост. Но он также добавляет особое личное измерение к основным темам этого духовного сезона. Мы рассматривали эти темы в начале Поста, но, возможно, сейчас они покажутся более экзистенциальными, а не только духовными. Или, другими словами, мы обнаруживаем, что духовное не так абстрактно, как мы часто предполагаем, и что сама жизнь — это духовное путешествие, которое объединяет все аспекты и виды человеческого опыта. Когда мы забываем об этом, мы утрачиваем базовый элемент нашей человечности. Мы не только недополучаем духовной пищи, но и становимся менее человечными.

Недавно я был потрясен увиденным мною письмом: его написал молодой человек лет двадцати, обращаясь… к Вирусу. Я не буду цитировать его, потому что это может расстроить тех, кто потерял друзей из-за вируса или сильно переживает о собственной судьбе и судьбе своих близких. Как ни странно, это было благодарственное письмо. Конечно, оно содержало вызов, но в целом было написано довольно разумно. В общем, этого и следовало ожидать от совсем еще юного человека, которому еще не хватает полного сочувствия к другим людям, переживающим страдания. В этом письме кризис рассматривался как тревожный звонок, обвиняющий нас в ненадлежащем образе жизни.

Как я уже говорил на днях, сейчас не время обвинять и указывать пальцем, даже на самих себя. Но данный кризис скрывает в себе Учение, и, если мы сможем его обнаружить, мы осознаем возможность изменений, которые оно предлагает. Это вовсе не оправдывает ужасные страдания людей и число погибших, но все это становится частью этого так трудно дающегося нам знания. Для каждого, кто живет в это непростое время, независимо от возраста и от того, заболел человек или нет, мир уже никогда не будет прежним. Человеческая семья станет слабее, а выздоровление будет трудным. В подобные времена темные силы политики и финансов могут стремиться воспользоваться ситуацией, и именно поэтому так важно приобрести критическую массу людей, в которых пробудилось созерцательное сознание. Это не герои и не святые, но люди, вновь обретшие духовное измерение реальности; их столь часто высмеивают, игнорируют, отвергают и тривиализируют в нашей нынешней культуре.

Когда мы помещаем духовность в другую категорию или материалистически сводим ее к нейронам и мифам, мы начинаем процесс дегуманизации человечества. Мы пытаемся добиться мира силой, богатство принадлежит лишь немногим, политические структуры захвачены, а религия становится просто еще одной личностной идентичностью или агрессивной идеологией.

Молодой человек, написавший письмо Вирусу (пусть оно и не было идеальным) хорошо понимал, что мы сталкиваемся не только с кризисом человеческих страданий, требующим от нас и сострадания, и активных действий, — но и с возможностью сделать нашу жизнь лучше. Возможности могут становиться для нас даже большим вызовом, чем неудачи. Однажды, когда я только начинал свой путь, Джон Мейн спросил меня, готов ли я ко всему, что этот путь может мне принести. Я подумал, что он имеет в виду трудности, которые меня ожидают, и от которых я могу отказаться. Но он сказал: «Нет, я имею в виду радость». Когда-то Этти Хиллесум написала, что пыталась помочь евреям, уже окруженным нацистами для отправки в Освенцим: «Сегодня я чувствую полное отчаяние. Мне придется с этим справиться».

Сейчас, в дни весеннего равноденствия, мы наблюдаем мощную силу воскресения природы. Как же прекрасно это время подходит для радости!

Среда IV недели Великого поста

В нашей общине по всему миру мы работаем над тем, чтобы предложить «созерцательный путь через кризис». Как вы уже могли увидеть на нашем центральном веб-сайте, мы предлагаем вам полезные ресурсы и мероприятия, из которых вы сможете выбрать то, что вы считаете полезным для себя, своей семьи или группы, с которой вы можете медитировать онлайн.

Если вы являетесь участником обычной медитативной группы и сейчас вынуждены ее пропускать, потому что она отменена по причине карантина, вы можете организовать регулярные встречи в интернете. Это не так-то сложно, и даже если у вас возникли технологические проблемы, мы можем вам посоветовать, как их решить. 

Мы уже начали этот путь с онлайн-серии сессий созерцательного межрелигиозного диалога с Аланом Уоллесом и Евой Натаньей. Во время этих онлайн-сессий я буду находиться в библиотеке в Бонневю вместе в некоторыми участниками нашей общины. Алан и Ева будут находиться в монастыре кармелитов в Колорадо. А вы будете там, где вы есть. Но все мы будем вместе, одновременно уделяя наше внимание. Каждый сеанс диалога будет завершаться сеансом медитации. Мы будем одновременно находиться в месте, которое объединяет нас во всех измерениях времени и пространства. Наши диалоги будут размещены в сети после их прямой трансляции. А в воскресенье мы совершим созерцательную Мессу.

Все обновления этой программы будут размещены на нашем главном сайте.

Многие учителя созерцательной традиции из нашей общины будут вовлечены в создание этого проекта и содействие ему. Я приглашаю вас поделиться своими идеями и предложениями о том, что вы считаете полезным.

Мы будем регулярно обновлять ресурсы и события, которые могут оказаться полезными для вас, чтобы вы могли продолжать следовать созерцательному пути в это трудное, тревожное и часто одинокое время. Мы все слышали, что китайское слово «кризис» означает и опасность, и возможность. Я надеюсь, что наш Созерцательный Путь поможет сделать эту возможность более ясной и понятной для всех.

Основная цель подобных проектов — помочь укрепить вашу ежедневную практику, развивающую «мышцу внимания», которой является чистая молитва. Но просительная и заступническая молитва также являются аутентичными ее формами, и мы не в меньшей степени нуждаемся в них. Чистая молитва, «молитва сердца» — она не только «моя»; ведь она вливается в единую, объединяющую молитву Духа, — которая является самой мощной и преобразующей. Измени свое сердце — и ты уже начал менять мир.

Вторник IV недели Великого поста

Внимание — словно мышца. Если вы им не пользуетесь — или просто делаете вид, что тренируетесь, хотя на самом деле это не так, — оно атрофируется. Люди, попавшие в аварию и вынужденные долгое время лежать в постели, замечают, как быстро ослабевают их мышцы. Когда они наконец могут встать, они обнаруживают, что больше не способны делать самые обычные вещи без трудностей и напряжения. Путь к восстановлению подвижности и здоровья может быть долгим и, безусловно, потребует регулярных физических упражнений.

В нашей перегруженной информацией культуре (по крайней мере, таковой она была до эпидемии коронавируса) мы можем быть настолько отвлечены, что даже не знаем, что отвлекаемся. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока мы не попытаемся обратить внимание на что-то новое и нежелательное, — такое как глобальный кризис. Он со всей неизбежностью врывается в нашу повседневную жизнь и наши семьи с новостных сайтов. Глобальное врывается в личное. Фильмы-катастрофы, которые мы раньше смотрели для развлечения, становится пугающей реальностью на пустынных улицах городских кварталов и в борьбе покупателей магазинов за дезинфицирующие средства для рук. Кто же хочет обращать внимание на что-то столь неприятное?

Быть одержимым чем-то — приятным или неприятным — это не то же самое, что обращать внимание. Стать от чего-либо зависимым или на чем-то зацикленным — всего лишь крайняя форма отвлеченного внимания. К примеру, мы можем весь день следить за обновлениями новостей, большинство из которых не содержит ничего нового. Намного лучше было бы как-то дозировать эти новости. Оставайтесь на связи, будьте в курсе, но не слишком увлекайтесь, как это обычно происходит с большинством отвлекающих факторов, — которые мы используем, чтобы отвлечься.

Когда мы тренируем наши физические мышцы, мы чередуем напряжение и расслабление. Постепенно они становятся сильнее, позволяя нам новые виды активности. Подобным образом и с помощью мускулатуры внимания мы становимся все более внимательными во всех аспектах нашей жизни — к людям, которые находятся рядом, к нашему непосредственному окружению, к простым чудесам жизни — пению птиц, облакам, зелени деревьев. Они не являются отвлечениями, но дают нам разнообразный контент, необходимый нам, чтобы разум оставался здоровым, гибким, восприимчивым и сфокусированным.

Если мы не умеем фокусировать внимание на объекте на достаточно долгое время, чтобы успеть оценить его, — не только за то, что он может нам дать, — то внимание ослабевает. Оно порхает от одного ощущения к другому, скользит в бесконечном прокручивании информации. Внимание может сосредотачиваться ради удовольствия или ради развития отношений; оно также может спокойно перемещаться по спектру нашего сознания. Мы движемся от одного к другому без паники и хаоса. Таким образом, разнообразие становится очень полезным.

В эти дни, когда жизнь изменилась для всех нас, медитация остается отличным, простым и доступным способом восстановить нашу силу внимания. И нам не обязательно сидеть и медитировать 24 часа в сутки. Но если мы будем делать это в установленное время дважды в день, мы обнаружим, что между этими моментами наша жизнь проходит с большим спокойствием и пониманием красоты вокруг нас и внутри нас. Внимание без мыслей и образов — это чистая молитва. Но если мы будем упражняться фокусировать внимание во время медитации, мы сможем применять его также в размышлениях, в чтении, в слушании, в осязании, в ощущении, — во всем остальном, истинно молитвенным образом.

Понедельник IV недели Великого поста

Люди, занимающиеся медитацией, хорошо знают, что «опыт — это учитель». Поскольку они перестают слишком полагаться на внешние авторитеты и все больше доверяют собственному сердцу, они приходят к знанию, что же означает опыт как таковой. Это касается не только того, что происходит само по себе, но и того, что происходит по причине уже происходящего. Я имею в виду не только то, что происходит во время медитации, но и то, что происходит в нас самих и в жизни в целом из-за происходящего в медитации, даже если мы не видим, что это происходит постоянно.

Медитация является источником мудрости, потому что она учит нас этой истине так просто. Это помогает нам читать знаки и закономерности жизни, читать книгу самой природы. За относительно короткое время люди во всем мире были вынуждены оставаться дома и прекратить спешить, летать, водить машину, делать покупки, покупать новейшие модели, выбрасывать старые вещи, растрачивать ресурсы и время. Мои слова могут показаться немного осуждающими, но я говорю в том числе и о себе.

Иногда то, что мы читаем в книге природы, по-детски очевидно. К примеру, сейчас мы можем наблюдать сильное снижение загрязнения атмосферы в Северной Италии (согласно данным, полученным спутником Sentinel Европейского космического агентства). Выбросы диоксида азота (выхлопные газы автомобилей) значительно снизились. Загрязнение в Китае, особенно в Ухани и провинции Хубэй, также резко сократилось.

Сегодня утром после первой медитации у меня, как обычно, оставалось двадцать минут до второй. Обычно в это время я читаю, но это утро было настолько ясным и свежим, что я вышел прогуляться и обнаружил, что читаю книгу природы. Это было не сложно. Для этого мне не потребовалось ни замерять выбросы азота, ни создавать теологические концепции. Достаточно было лишь пения птиц, чистоты воздуха и прозрачности тишины. Я услышал звук, который слышал и ранее, но не мог идентифицировать: какая-то птица метнулась вниз, издавая странную скрипучую ноту. Лягушки начали свою какофонию. Недавно прошел дождь, и озеро переполнилось водой, в толще которой видны округлые рыбы. Жан Кристоф, один из участников нашей общины в Бонневю, подстригает траву, и запах этой травы обещает нам теплые дни.

Возможно, природа наказывает нас коронавирусом за наше отношение к ней? Это лишь один из путей понимания, буддисты назвали бы его «кармическим». Но самое главное — то, что мы можем пробудиться к бесконечной красоте природы и животного мира. Кто не влюбляется в прекрасное? Кто может причинить вред тому, что любит, — пока любит?

Итак, я гулял, вдыхая свежий утренний воздух, ощущая запахи и звуки. Я думал об окружающих нас опасностях, об одиночестве и страхе, о страданиях, которые сейчас испытавают так много людей. Я думал о своих собственных грехах. Но также я чувствовал ту удивительную благодать, подволяющую нам прозреть, когда мы слепы.

Красота спасет мир.

IV воскресенье Великого поста

Возможно, вопрос «почему католические священники носят розовое облачение в это воскресенье Великого поста?» не является самой насущной проблемой для мира сейчас. Но этот вопрос дает нам проблеск света среди охватившей нас тревоги, от которой сейчас страдает вся наша человеческая семья. Сегодняшний праздник называется «Laetare» («радостное») воскресение, а традиционный литургический цвет, обозначающий радость, — розовый.

Каким же сегодня может быть повод для счастья? Казалось бы, поводов не так много, но радость отличается от счастья. Счастье (цените его, пока оно у вас есть) зависит от внешних обстоятельств или форм отношений. Пока они продолжаются, нам кажется, что время счастья будет длиться вечно. Но что, в конце концов, постоянно? Радость, однако, не зависит от внешних обстоятельств и преходящих форм. Она непрерывно проистекает из чистого источника, из бытия как такового. Ничто не может заблокировать ее, кроме нашей собственной темной склонности наливать эту чистую воду в бутылки, обладать ею, загрязнять ее чистую невинную реальность иллюзиями нашей собственной жадности.

Нет ничего более болезненного, чем переход от утраченного счастья к чистой радости.

Вот уже несколько десятилетий мы осознаем, что заплатили за беспрецедентное материальное счастье, отождествляемое с достатком, необоснованную и неустойчивую цену. Наша личная человечность, вежливость и социальная справедливость, здравомыслие и сам наш глобальный дом были осквернены. Но что мы могли поделать? Люди, которые били тревогу, были отвергнуты как чудаки и паникеры, — а часть их стала индустрией профессиональных плакальщиков. Среди нас были политики — носители власти. Но сегодня мы все чаще приходим к выводу, что политика все больше становится публичной маской власти. Доверие и уважение к политике и закону, необходимые для любой формы цивилизации, резко упали. Мы видим хаос на выборных должностях и правительства, состоящие из варваров.

Наша радость жизни постепенно тает, ведь мы видим вокруг постоянно растущую несправедливость и эгоизм, доходящий до степени абсурда: сегодня один процент населения планеты владеет половиной мирового богатства, — и даже сейчас, когда мы находимся в социальной изоляции, самые уязвимые страдают больше всех. Некоторые представители того самого «одного процента» — щедрые и хорошие люди; но сейчас даже худшие из них начинают осознавать, что ситуация слишком нереальна, чтобы продолжаться долго. Против них может нарастать гнев, подхлестываемый пассивной агрессией популизма. Но демонизировать даже этих людей — несправедливо и нереально.

В сегодняшнем Евангелии Иисус исцеляет слепорожденного. Его ученики спросили Его, кто виноват в этом несчастье, но Он отказался указывать на вину. Он сказал, что смысл здесь состоял в самом исцелении — оно раскрывало божественную полноту жизни, радость бытия, преодолевая человеческие ограничения и недостатки. Иисус исцелил этого человека, плюнув на землю и сделав мазь из земли, — Он нанес ее на глаза слепца, сказав ему пойти и умыться в купальне Силоама, питаемой источником. Позже прозревший сказал, что все, что он знает, это то, что однажды он был слепцом, а теперь может видеть.

Эти слова звучат в знаменитом гимне «Amazing Grace» Джона Ньютона, бывшего работорговца, ставшего аболиционистом и англиканским священником. «И благодать приведет нас домой», — говорится в гимне.

Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!

 

Рассылка новостей 
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений