(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 20)
Молитва с помощью повторения одной или нескольких фраз является для христианства традиционной практикой, имеющей под собой многовековое основание, — это и рецитация Молитвы Господней — «Отче Наш», и «Ангельское приветствие» — «Радуйся, Мария» («Богородице, дево, радуйся»), и малое славословие («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»), и, конечно же, традиция «Иисусовой Молитвы». Св. Иоанн Кассиан, в IV в. собравший в своих «Собеседованиях» наставления Отцов и Матерей пустынников, рекомендовал использовать в качестве такой фразы фрагмент из 70-го псалма: «Поспеши, Боже, избавить меня; поспеши, Господи, на помощь мне.» Первые последователи св. Франциска однажды подслушали, как он молился, повторяя всю ночь: «Deus meus et omnia» («Мой Господь — моё всё»). А св.Августин, как считается, использовал для молитвы фразу «Noverim me, noverim te» («Познав себя, Тебя познаю») — «Позволь мне познать себя так, чтобы познать Тебя». Современный французский философ и мистик Симона Вейль использовала в качестве рецитируемой молитвенной формулы «Отче Наш» на греческом языке. Также есть и множество других формул, несущих в себе духовное значение для христиан, которые часто используются в качестве христианской мантры для медитативной практики — арамейское слово, обращённое к Отцу «Авва», «Pax» («Мир»), «Kyrie Eleison», «Veni Sancte Spiritus» («Приди, Дух Святой»).
Лучшим руководством в выборе мантры является совет духовного наставника. Джон Мейн предпочитал использовать в качестве молитвенной формулы слово «Маранафа». Рекомендовал он его сразу по трём немаловажным причинам. Во-первых, из-за его происхождения и смысла: это слово из арамейского языка, на котором говорил Иисус, и означает оно «приди, Господь!» или «Господь грядет». Во-вторых, оно, наряду с «Отче Наш», является старейшей из известных христианских молитв (своё первое послание к Коринфянам, написанное на греческом, апостол Павел завершает этим словом, из чего мы можем сделать вывод о том, что оно было ему хорошо знакомо). И в-третьих, это слово имеет существенное преимущество: не являясь частью нашего бытового языка, оно не вызывает у нас никаких случайных ассоциаций, и потому не станет вести к лишним мыслям во время медитации.
Основная цель использования молитвенной формулы — очистить ум от каких-либо сторонних мыслей и помочь нам с любовью, однонаправленно сосредоточиться на Божественном присутствии. Мы начинаем произносить слово про себя, и через некоторое время осознаём, что сами слышим его, в полной мере переходя от ума к сердцу, в то время, как она звучит в самом центре нашего существа. Этот естественный процесс не имел бы место, если бы мы постоянно изменяли нашу молитвенную формулу.
Отец Лоренс Фримен описал суть того, что делает мантра, следующим образом: «Недавно я был на концерте, и пока мы ждали начала, я слушал, как настраивается оркестр. Это была самая дисгармоничная и несогласованная какофония звука, которую я когда-либо слышал. Каждый инструмент играл что-то своё, в полном отрыве от остальных. Но в какой-то момент произошло нечто особое — гобой, тихий и невзрачный инструмент, заиграл, и все остальные инструменты настроились на него и подхватили его мелодию. Постепенно вся дисгармония сошла на нет. Затем возникла тишина — и концерт начался. Мне кажется, что мантра очень похожа на тот небольшой гобой. В медитации наша молитвенная формула приводит все части нашего существа, одну за другой, в состояние гармонии. И когда мы находимся в гармонии, мы — музыка Бога.»
Поэтому очень важно для нас оставаться с одной и той же формулой, давая ей всё больше и больше укореняться в нашей жизни, внося в неё этот гармонизирующий эффект.
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Татьяна Трошина, Мария Захарова
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru