1.19 «Плоды медитации»

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 19)

Видение целей и сути медитации очень часто сводится к попыткам обрести спокойствие на самой поверхности нашего сознания и справиться с давлением повседневных стрессов. Внимание, сосредоточенное на молитвенной формуле, на повторении нашей мантры, и в самом деле ведет нас к этим результатам. И в этом, конечно же, нет ничего плохого.

Но если мы рассматриваем медитацию в качестве духовной дисциплины, в качестве одного из путей молитвы, она для нас всегда будет чем-то несравненно большим. Медитируя, мы преображаемся в ту личность, которой нас желает видеть Бог и обретаем мудрость единства нашего истинного «я» со всеми теми способностями и силами, что составляют наше эго. Приводя наш повседневный ум в состояние покоя и обращая все наше внимание к Богу, мы открываем в самом центре нашего бытия дело, совершаемое там Божьей любовью. Так, наша молитвенная формула, слово «Маранафа», становится мощным зовом любви. Результат этого в нас, наш отклик на это – полное изменение всей нашей жизни. После этой перемены мы начинаем осознавать духовную сторону своего бытия, и в результате такой опыт навсегда вносит созерцательное измерение в наш образ жизни. Качества, которыми нас наделяет это обновление, прекрасно описаны апостолом Павлом в его послании к Галатам: «любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, вера, кротость, самоконтроль» (Гал 5:22,23). Важно помнить, что это не какие-то обычные качества, достигнутые нами в результате совершаемой собственными силами работы, но знаки, указывающие на то, что совершил уже в нас Господь.

«Моим глубоким внутренним убеждением является то, что медитация способна невероятно углубить все уровни нашей жизни, стать грандиозной объединяющей силой, придающей глубину и перспективу всему, чем мы являемся и что делаем. Медитируя, вы попросту начинаете жить из глубины сил Божьей любви, которая в свою очередь присутствует в наших сердцах во всей своей необъятности, во всей простоте – в духе Иисуса.» (о. Джон Мейн OSB)

Безусловно, это не означает, что вы должны оценить вашу медитацию таким образом: «стал ли я более спокойным, более терпеливым?» Это было бы мышлением о медитации на языке эго – самого поверхностного уровня нашего сознания, всегда ориентированного на стяжательство, достижения, накопительство. Мы же, напротив, сосредотачиваясь на своей мантре, стараемся отпустить эго со всеми его установками, и особенно – эгоистическую потребность приобретать вес и значение в глазах окружающих. Мы учимся «забывать о себе (о своем эго)» (Мф 16: 24) Время от времени нам следует оставлять позади собственную поверхность, и тогда мы сможем осознать себя чем-то большим, чем-то более глубоким и реальным.

«В медитации мы стремимся преодолеть все те барьеры, которые сами же создаем вокруг себя, все то, что нас отделяет от осознавания Иисуса, присутствующего в наших сердцах. Однажды войдя в человеческое сознание Иисуса мы начнем смотреть на все так, как смотрит Он, любить Его любовью, понимать Его пониманием, прощать Его прощением.» (о. Джон Мейн OSB «Жажда глубины и смысла»)

Джон Мейн всегда подчеркивал, насколько важную роль в этом пути трансформации играют еженедельные медитативные группы. Регулярно встречаясь и вместе медитируя, мы оказываем друг другу огромную поддержку, творим вокруг себя среду общности и взаимосвязанности, становящуюся единой реальностью, что бесконечно отражает и воспроизводит любовь к себе, любовь к окружающим и любовь к Богу.

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Альберт Захаров Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru