(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 18)
Это один из тех важных вопросов, которые часто задают люди, посещающие медитативные группы, а также и лидеры этих групп. Часто бывает так, что после очередного произнесения молитвенной формулы, нашей мантры, мы ощущаем невероятное спокойствие, и в такой момент нам начинает казаться, что стоит прервать повторение на некоторое время, обратив всё наше внимание на переживание образовавшихся покоя и тишины. Но оставляя слово хоть на миг, мы либо утрачиваем покой либо впадаем в так называемое «благочестивое блуждание», состояние, которое пустынники и Кассиан называли «губительным покоем» («pax perniciosa», св. Иоанн Кассиан «Собеседования» 4, 7). В этом состоянии мы больше не молимся, не медитируем, полностью лишаясь возможности переживать присутствие Бога в центре нашего бытия. Когда мы прекращаем повторение нашей молитвенной формулы, мы просто предаёмся удовлетворению достигнутым покоем, при этом оставаясь на самой поверхности нашего бытия. Конечно, ощущение покоя и освобождённости от повседневных забот и стрессов очень приятно, но в данной ситуации, прекращая рецитацию формулы, мы просто-напросто более не медитируем. После очередной медитативной сессии вы можете ощущать одновременно спокойствие и некое смутное состояние витания в облаках, при котором вы не вполне присутствуете «здесь». Поэтому очень важно помнить, что правильная медитативная практика всегда ведёт именно к бдительности, сосредоточенности и энергичности.
Мы можем иногда сталкиваться с непродолжительными моментами пребывания в Духе, на протяжении которых мы не осознаём ничего, включая и нашу мантру. И это нечто превосходящее нашу способность контролировать происходящее. Такие моменты – это чистейший дар Бога, благодать. Мы не можем сознательно форсировать события, чтобы это произошло.
Джон Мейн уделял особое внимание этой ситуации: «Вы повторяете вашу мантру каждое утро и каждый вечер на протяжении 20-30 минут. И затем, однажды утром или вечером вы отмечаете, что повторение мантры прекратилось. Как только вы осознаете, что повторение прекратилось, вы снова его возобновляете. Такие периоды остановки рецитации вашей молитвенной формулы могут занять от нескольких секунд до трех минут или целого получаса. Но если вы всё же заметили, что уже на протяжении получаса не повторяете мантру, можете быть уверены в том, что сейчас вы заняты чем угодно, но только не медитацией! Вот самый важный принцип, с помощью которого мы можем внести ясность в наш ум: «повторяй свою мантру до тех пор, пока не перестанешь быть в состоянии её повторять». Как только осознаёте, что повторение прервалось, начинайте повторять снова. Древняя монашеская традиция описывает этот подход таким образом: «монах, знающий, что он молится, – не молится вовсе, не знающий же о том, что молится – молится на самом деле» [1]. Повторяйте свою формулу настолько самоотверженно, насколько это вообще возможно: ма-ра-на-фа. Продолжайте и продолжайте. Повторяйте её на протяжении всего времени вашей медитации. Возвращайтесь к ней, остановившись. Не беспокойтесь относительно отвлечённости, просто продолжайте повторять вашу молитвенную формулу.» (о.Джон Мейн OSB «Жажда глубины и смысла»)
Джон Мейн также говорил, что в нашем повторении слова идёт постепенный процесс изменений. Вначале мы произносим в уме молитвенную формулу, с некоторым усилием, деликатно возращаясь к ней всякий раз, когда начинаем блуждать в пространстве наших мыслей. Далее, спустя некоторое время мы приходим к тому, что практически больше не произносим мантру нашим умом, – она звучит внутри нас, и мы вслушиваемся в неё всем своим сердцем, с абсолютным вниманием. Наконец, она становится частью самого нашего существа и непрестанно звучит в нашем сердце.
[1] св. Иоанн Кассиан «Собеседования» 9, 31 — «несовершенна та молитва, в которой монах сознает себя или то самое, что молится»
Ким Натараджа Obl OSB
Иллюстрация: В. Домчук (Domchuk ART) «Rope»
Перевод с англ.: Альберт Захаров Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru