(о.Джон Мейн OSB, о. Лоренс Фримен OSB | о. Беда Гриффитс OSB | Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Дионисий Ареопагит | Евангелие от Матфея)
Еженедельные чтения для медитативных сессий
Твое рождение, Христос Бог наш, озарило мир светом Богопознания, ибо служившие звездам, звездою учились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и Тебя знать с высоты Востока: Господи, слава Тебе.
Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя, Предвечный Бог.
(Тропарь и кондак Рождества Христова)
о.Джон Мейн OSB, о. Лоренс Фримен OSB
(«Слово в безмолвии», «Адвентовые рефлексии 2011»)
Все творение возвращается к Отцу через Сына. И так как Сын является первородным и окончательным выражением Отца, Иисус становится поворотным пунктом, в котором весь мир устремляется к Отцу, как к своему источнику. Усыновление совершается через наше личное участие в мистическом Теле Иисуса, и так мы становимся детьми Божьими. […] В конечном счете, цель медитации такова: осознать нашу тотальную включенность в Иисуса Христа, в цикл Его исхождения из Отца как Слова, и возвращения обратно к Отцу. Для того, чтобы эта фундаментальная встреча состоялась, нам необходимо обладать такими качествами, как внимательность и восприимчивость. Для исполнения нашей окончательной воплощенности вместе со Словом, нам следует не только внимать безмолвию внутри нас, но и позволить циклу Его жизни найти свое завершение в нас, ведя нас к все большей глубине безмолвия. И тут, в безмолвии Слова, мы входим в Его опыт слушания самого себя, вечно произносимого Отцом.
Тот, кого мы ждем, будет и знаком, и нов одновременно. […] Этот Некто будет для нас и новым, и хорошо знакомым. Он подобен ясно выраженному, хорошо подобранному утверждению или мысли, которая не высказывается случайно или бессознательно, но продуманно и четко сформулированно — полное истины и силы Слово, исходящее из истинного безмолвия, приносящее с собой реальность этого безмолвия. «Ибо Он сокрыт и после явления» (Максим Исповедник), и, «остается неизреченным даже тогда, когда изрекается, и непостижимым, когда уразумевается» (Дионисий Ареопагит). Его пришествие стоило ожидания, потому что это не только приходящий извне дар. Это также внутренний взрыв, пробуждающий нашу собственную истинную природу, ведущий нас к осознанию дара нашего собственного бытия. Это то, что знакомо нам потому, что как раз и является в полной мере человеком. Это то, что сокрыто от нас благодаря своей неуловимой божественности. А когда узнано — полностью раскрыт сверток нашей души, и тогда наступает всеобщее преображение, ведь мы начинаем видеть все, как оно есть на самом деле.
о. Беда Гриффитс OSB «Возвращение к Центру»
Тайна любви, действующая во всей Вселенной, в звёздах и атомах, растениях, животных и человеке, достигла своей полноты. В Марии человек вступает в брак с Богом; мужское и женское соединяются во внутреннем браке в одном человеке, и рождают Нового Человека. Эта тайна должна совершиться и в нас. […] В Иисусе миф встречается с историей. Миф раскрывает высшую цель и назначение жизни, но, не имея зацепок в истории, он тонет в мире воображения. История сама по себе, как простая последовательность событий, не имеет смысла. Летопись времён раскрывает свой смысл лишь тогда, когда историк определит значение каждого события. Когда исторические события раскрывают высший смысл жизни, тогда миф и реальность встречаются. Таковы девственное Рождение Христа, Его Воскресение и Вознесение: это исторические события, о которых свидетельствуют современные им источники. […] В этот исторический момент мир чувственных и психологических образов обретает своё полное значение. Природа являет смысл и цель своего существования, являет тайну, которая была скрыта с самого начала времён. Человек открывает свою истинную природу и познаёт себя как дитя Божье. Божественное и человеческое встречаются «без разделения и без смешения».
Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Дионисий Ареопагит
Все сущее зависит от Сущего, и ничто не может быть, не обладая бытием в лоне Сущего. Если же все в Нем и Он во всем, должны ли мы смущаться учения веры о том, что Бог однажды родился как человек и сегодня Он живет в человеке? Как тогда, так и теперь Он присутствует в нас. Сегодня Он смешан с нами так, чтобы поддерживать бытие твари. Тогда же Он воссоединился с нашим существом, чтобы обожить его своим прикосновением после того, как вырвал его у смерти. […] Воплотившись, Слово смешалось с человеком и восприняло нашу природу, чтобы человеческое обожилось этим смешением с Богом: глина нашей природы всецело освящена Христом, начатком творения.
Бог воплотился, и человек стал Богом, потому что соединился с Богом и составляет с Ним одно. Ибо величайшая полнота воссоединилась с человеком, чтобы я стал Богом, поскольку Он стал человеком. Здесь, внизу, у Него нет отца; там, наверху, — нет матери: это говорит о Его Божественности. Он был завернут в пелены, но, восстав из гроба, сбросил покровы.
В любви Христа к людям, Сверхсущностный отвергся Своей таинственности и явил Себя нам, восприняв наше человечество. Однако, несмотря на эту явленность, или в самой глубине этой явленности, Он по–прежнему хранит всю полноту Своей таинственности. Ибо таинство Иисуса пребывает сокрытым и само по себе никаким словом, ни разумом не изъяснимо, но остается неизреченным даже тогда, когда изрекается, и непостижимым, когда уразумевается.
* (Григорий Нисский «Великое огласительное слово», «Против Аполлинария»; Григорий Назианзин «Третье богословское слово»; Дионисий Ареопагит «Послание к Гаю»)
Евангелие от Матфея
(Мф 2:1-12)
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений