(о.Джон Мейн OSB | о. Беда Гриффитс OSB | Папа Франциск | Евангелие от Иоанна)
Еженедельные чтения для медитативных сессий
о. Джон Мейн OSB «Монастырь без стен»
(п. 9 «Авторитетность опыта», 1979 г.; п. 12 «Призванные к святости» 1980 г.)
Тайна Бога открылась человечеству в тайне личности Иисуса. Это живая тайна, изливающаяся за грань всех естественных границ мышления и чувств и преодолевающая рамки любых человеческих организаций, стремящихся ее в себя включить или управлять ею. Эта тайна превосходит каждого из нас, она более велика, чем мы все, вместе взятые. Однако, она ближе к нам, чем мы сами к себе, потому что включает нас в себя. Имманентность и трансцендентность тайны, подобно реальности традиции и опыта – это одно целое, если мы пребываем в мгновении созерцательного видения. Превосходя самих себя в щедрости любви, мы видим все вокруг уже не собственными глазами, но глазами Бога и умом Христа.
Пасхальная тайна исполнена, и мы входим в нее через присутствие Духа Святого, в покое и безмолвии нашей медитации. […] Абсолютная простота зова Иисуса уникальным образом обращена к каждому из нас – это призыв оставить все вещи, оставить самих себя и следовать за Ним в безграничную свободу Его единства с Отцом. Если этот зов станет центром нашего видения жизни, все остальные составляющие нашей жизни превратятся в пазлы, образующие все более и более резонирующую гармонию. Эта гармония может быть открыта нами самыми разными способами. И каждый миг таких открытий будет вечным мигом, в котором наши глаза открываются обожествляющему свету Христа. Вся наша духовная жизнь – это возрастание в простоте, ибо в ней все вещи омываются светом и объединяются в новом творении Воскресения. Увидеть это единство означает увидеть самих себя неотъемлемой частью вселенской гармонии Христа. Но для этого нам следует направить наш взгляд за грань самих себя. […] Совершить это путешествие к истинной реальности мы можем став теми, кто следует за Христом по пути воскресения и озаренности – к великому пробуждению к реальности Его Отца, исполняя наше призвание к святости. Самим нам этот путь пройти не под силу. Но мы не одни – мы «в Духе». Этот опыт не может быть постигнут как «наш опыт». Наше видение на этом пути – это видение Иисуса, и наше познание Богу – это единство с Его знанием.
Отец вечно изрекает свое Слово. Наше бытие происходит из этой Божьей речи. Вслушиваясь в Слово Божье и пробуждаясь к полноте Божьего сознания, пробуждаясь к источнику нашего творения, мы исполняем задачу и глубинное значение собственных жизней. Главный вызов и глубочайшая ответственность Церкви, как общины верных, следующих по пути паломничества жизни, заключены в том, чтобы показать, насколько этот путь открыт для всех людей.
о. Беда Гриффитс OSB «Воскресение: 1 Послание к Коринфянам»
(Проповедь в пасхальную неделю, Саччидананда Ашрам, 1988 г.)
Свидетельство Воскресения, которое мы находим в 15 главе 1 Послания к Коринфянам св. Павла, является очень важным. Павел объясняет значимость Воскресения, связывая его с воскресением всех людей: «если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» Это утверждение основано на идее о единстве. Многие люди сегодня не понимают этого принципа единства; все человечество являет собой одно тело, и это тело Человека впадает во грех и разделяется, дезинтегрируется, но Христос в Воскресении вновь объединяет человечество. Это не только воскресение одной, индивидуальной личности из мертвых; Иисус в своем Воскресении воскрешает вместе с собой человечество. Это идея единства в живом организме, в целом, состоящем из множества частей, единых в одном теле, под одной главой. Именно такова тайна Воскресения. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес»; эти два утверждения идут вместе. Крайне важно понимать, что Воскресение Иисуса не было сугубо телесным процессом, какой-то реанимацией тела, как если бы Он просто выбрался из могилы и пошел. Это Воскресение людской природы из ее предшествующего состояния греха, страдания и смерти к новой жизни: Воскресение, Новое творение и жизнь в Боге. Это переход от жизни в этом мире к жизни в Боге; Иисус перешел от этого мира в самого Господа и перенес с собою все человечество. Это всеобщее единство.
Папа Франциск «Радость Евангелия»
Христос – «вечное Евангелие» (Откр 14:6), «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8), но Его богатство и красота неисчерпаемы. Он всегда молод и остается неизменным источником новизны. Церковь не устает изумляться «бездне богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим 11:33). Святой Иоанн Креста говорил: «И эти бездны богатства, мудрости и знания Бога столь глубоки и необъятны, что хотя бы душа и знала о них много, она всегда сможет войти еще глубже». Или, как утверждал святой Ириней: «Христос Своим пришествием принес все новое». […] Его воскресение – не дело прошлое; в нем содержится сила жизни, пронизавшая мир. Где кажется, что всё умерло, там отовсюду пробиваются ростки воскресения. Эта сила не знает себе равных. Да, нередко кажется, что Бога нет: мы видим несправедливость, злобу, равнодушие и жестокость, и они не идут на убыль. Однако столь же несомненно, что в полной темноте непременно начинает прорастать что-то новое, и рано или поздно оно принесет свои плоды. […] Мы верим в Евангелие, сообщающее, что Царство Божие уже присутствует в мире и развивается тут и там, различными путями: так маленькое зернышко преображается в большое дерево (ср. Мф 13:31–32), так щепотка дрожжей заквашивает большое тесто (ср. Мф 13:33), так доброе семя растет среди плевел (ср. Мф 13:24–30); оно всегда может нас приятно удивить. Присутствует, приходит опять, борется, чтобы заново расцвести. Воскресение Христа повсюду производит начатки этого нового мира, и даже если их выкосить, они снова пробьются, потому что воскресение Господне уже проникло в скрытый сюжет нашей истории, потому что Иисус воскрес не напрасно. […] Святой Дух действует, как хочет, когда хочет и где хочет; мы трудимся самоотверженно, но не рассчитываем увидеть броских результатов. Мы знаем только, что необходимо принести в дар самих себя.
Евангелие от Иоанна
(Ин 20:1-9)
В первый день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Пётр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых.
Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений
Составление чтений: Альберт Захаров Obl OSB
Иллюстрация: Resurrection Chapel of Washington National Cathedral