(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 16)
В той или иной форме практика медитации может быть найдена во всех основных мировых религиях. И всякий раз она будет обнаруживаться как путь внимания, сосредоточенности сознания на одной единой цели. Каждая форма медитации призвана очистить ум от всех поверхностных мыслей, так, чтобы в нём осталось только одно — священная фраза, молитвенная формула или священный образ, звук, — то, что поведёт наше сознание за пределы материального мира, к Божественной Реальности, как бы мы эту реальность не называли.
Но в нашем современном мире люди чаще всего стремятся использовать медитацию исключительно как некую технику релаксации. Действительно, многие научные исследования доказали, что медитация оказывает на состояние человеческого организма значительное влияние: она успокаивает наше дыхание, стабилизирует кровяное давление и приводит в порядок работу сердца. Наше тело откликается на покой, приносимый медитацией. И этот покой нейтрализует воздействие стресса, тревог и даже физиологической боли. Кроме того, практика медитации позволяет уменьшить силу зависимостей и пагубных привычек, которые мы приобретаем по мере того, как пытаемся бороться со стрессами различными негативными способами. Пациенты, страдающие от тяжелых заболеваний, таких как порок сердца и рак, часто находят в медитативной практике эффективный способ снижения напряженного состояния, что естественно улучшает их здоровье, состояние ума, позволяет спокойнее воспринимать дальнейшую перспективу жизни и в некоторых случаях, кажется, приостанавливает развитие болезни.
Поэтому вполне ясно, почему многие люди стремятся использовать медитацию как путь к тем благам, которые она может принести, воздействуя на тело и ум в качестве способа успокоения. Более того, на самом деле замечательно то, что таким образом мы можем остановить бесконечную болтовню нашего ума, устраняя тем самым причину стресса и напряжения. Всё это приведёт к тому, что мы сможем получить передышку от непрестанного потока забот, тревог, ожиданий и страхов, обычно окружающих нас, отнимающих всю энергию у нашего сознания и заставляющих нас топтаться на месте не видя просвета.
Ограничить понимание медитации тем её психологическим влиянием, которое она оказывает на наше телесное состояние означало бы упустить важнейшую возможность. Тем не менее не следует забывать и о том, что влияние медитации на тело и ум — пусть и первый но немаловажный шаг на пути трансформации, обретения ясного видения и всеобщей осознанности. Однако для всех людей, серьезно занимающихся медитацией, телесный покой всегда означает ни что иное, как один из основных подготовительных факторов. И фактор этот, не теряя своего значения, только лишь ведет нас к тому, что может действительно рассматриваться как основная цель практики — к преображению нашего сознания, в ходе которого мы временно оставляем позади все свои обыденные состояния, входя в Божественное присутствие. Для осуществления цели такого порядка медитация должна стать для нас именно духовной дисциплиной, связанной с уединением и безмолвием, в которой мы отпускаем все чувственные переживания, образы, эмоции и мысли. Только тогда практика сможет действительно преобразить наше сознание, и следовательно, изменить нас во всей личностной целостности. Такая трансформация приведёт нас к фундаментальному перевороту, превратив нас из живущих на самой поверхности своего существа людей в тех, кто переживает всю полноту человеческого бытия. Это позволит нам осуществить весь тот человеческий потенциал, к реализации которого так или иначе призывают человека почти все основные мировые религии и философские традиции, и о котором Евангелие от Иоанна говорит следующим образом: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10).
Наша медитация становится христианской тогда, когда она всецело сфокусирована на Христе. Поэтому мы используем древнейшую христианскую молитву «Маранафа», «приди Господь» в качестве нашей молитвенной формулы, нашей мантры. Как христиане мы верим, что Христос пребывает в наших сердцах, и в безмолвии сердца мы входим в Его молитву к Отцу, погружаемся с Ним в поток любви, — в Дух Святой, ведущий нас к Божьему присутствию. Наша вера — вот то, благодаря чему наша медитация может быть христианской.
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru