27.08.2019

(о. Джон Мейн OSB | Ким Натараджа Obl OSB | «Ключи к созерцанию» | Евангелие от Луки)

Еженедельные чтения для медитативных сессий

о.Джон Мейн OSB «Христос в тебе» 

Поскольку Иисус уже переступил черту Своего человеческого образа и природы, нам остается только лишь осуществить ту жизнь, которую Он сделал доступной для нас, раскрыть весь наш потенциал, наполнить светом и высвободить все наше сознание. Свет, что просвещает нас, омывает также и все творение, но проникает он в нас через малейшую щель: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф 7:14), учит нас Иисус. Путь узок, так как является результатом сосредоточения, фокусировки всего нашего существа, всех наших сил и способностей на одной-единственной точке. Путь простоты вскоре станет созерцательным паломничеством, в котором нам надлежит пережить всю тяжесть принесения в жертву собственной жизни. Но в этом паломничестве мы не одиноки. У нас есть община, в которой мы совместно переживаем свою веру и стойкость, и также мы имеем Духа, наставляющего нас в наших сердцах. В какой степени мы будем способны пожертвовать собою, в той же степени и во сто крат более мы будем восставлены к самим себе.

 

Ким Натараджа Obl OSB «Не беспокойтесь о завтрашнем дне»
(«Школа Медитации», Курс 1, Письмо 45)

В медитации мы сосредоточиваемся на нашем молитвенном слове, оставляя позади мысли, которые всегда связывают нас с прошлым и будущим. Обычно мы используем настоящий момент просто как ступеньку к будущему или как наблюдательный пункт, с которого мы смотрим назад в прошлое. Мы совсем не оставляем места для настоящего момента самого по себе. И все же в Писании мы слышим, что сущностная природа Бога — это «чистое бытие». Когда Бог в первый раз обратился к Моисею, он сказал: «Я Бог ваших предков, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Это аспект Бога в контексте истории человечества. Но когда Моисей снова спросил Бога о его имени, он ответил: «Я есмь Сущий» (Исх 3:14), «Я тот, кто есть». «Божье имя», сущностная природа Бога – само «чистое бытие» в настоящем моменте. Поэтому настоящий момент — это «узкий путь», посредством которого мы можем войти в Присутствие Бога, живущего в глубине нас.

 

М. Захарова, А. Захаров, Obl OSB «Ключи к созерцанию»
(«Узкий путь баланса»)

Обратимся к образу маятника, который может многое рассказать о балансе в нашей жизни, о его источнике и путях его восстановления. Маятник — это рычаг, который движется справа налево, слева направо. Каждого человека можно сравнить с этим маятником. Мятник постоянно движется, у него есть нижняя, «земная» часть. Этот «земной» рычаг быстро преодолевает свой путь от одной крайней точки до другой. На мгновение он останавливается в этих противоположных точках. Среднюю точку движения он наоборот пролетает с наибольшей скоростью. Скорость его движения не позволяет нам заметить массу важных вещей в жизни — обычной и духовной. Но мы должны помнить, как на самом деле устроен маятник. Он также имеет и «небесную» часть. Это — ось маятника. Без этой оси движение было бы невозможно. Ось маятника — это точка опоры, которая всегда находится в покое. Подобным образом устроены и колесо, о котором часто вспоминает о.Лоренс Фримен. Колесо также движется благодаря тому, что имеет незыблемую ось. То же и с маятником — он имеет незыблемую ось наверху. Внизу — движение и активность, вверху — покой и неподвижность. Ось, пребывающая в покое, является источником всех движений и смыслов нашей жизни. Эта ось — Бог. Это — «Тот, Кто Есть». Если мы вспомним об этом, если поднимем голову, мы увидим эту Ось.

Момент остановки, момент спокойного пребывания между крайностями, в котором мы осознаем Центр нашего бытия — это и есть момент нашего узкого пути. Узкий путь — это путь внимательного сосредоточения на том, что является реальным. Идти узким путем означает просто видеть, что нижняя и верхняя части нашей жизни образуют Одно Целое. Отвлечение и рассеяние внимания являются примером действия маятника, который ускоряется, теряя видение или осознание оси своего движения и своего бытия. Садясь медитировать, мы обязательно увидим, что есть также и мини-маятник, — это уже не маятник всей нашей жизни, но маятник мелких отвлечений и утраты внимания.

 

Евангелие от Луки

(Лк 13: 22-30)

Иисус проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

 

break

Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.

Рассылка новостей 
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений

Составление чтений:  Альберт Захаров Obl OSB