1.1 «Чем является молитва?»

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 1)

Одно из древнейших определений описывает молитву как «восходжение сердца и ума к Богу». Зададимся вопросом – что есть «ум», что есть «сердце»? Ум ведет мыслительную деятельность – задается вопросами, планирует, тревожится, фантазирует. Сердце же не думает, но знает – оно любит. Ум отвечает за познание, а сердце – за любовь. В конечном итоге, ум должен уступить, открывшись к более полному пути познания, которым является сознание сердца. Любовь – это полное, совершенное знание.

Тем не менее, большинство наших молитвенных занятий ограничены умом. Когда мы были детьми, нас учили произносить наши молитвы, прося о том, в чем нуждаемся мы сами или другие. Но это лишь половина таинства молитвы.

Другая половина – это молитва сердца, где мы не представляем себе Бога, не беседуем с Ним и не перечисляем собственные просьбы. Мы просто пребываем с Богом, который находится в нас во Святом Духе, данном нам Иисусом. Святой Дух – это любовь, взаимоотношения любви Отца и Сына. Именно этот Дух Иисус вдохнул в каждое людское сердце. Медитация же – это молитва сердца, объединяющая нас с человеческим сознанием Христа в Духе.

«Ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.» (Рим 8:26)

Святой Дух в современной Церкви, особенно после Второго Ватиканского Собора в начале 60х, учит нас открывать это другое измерение молитвы: «Это апостольское Предание развивается в Церкви при содействии Святого Духа, ибо возрастает понимание предметов и слов Предания – возрастает и через созерцание и исследование, осуществляемое верующими, слагающими всё это в сердце своем (ср. Лк 2, 19. 51), и через глубокое постижение переживаемой ими духовной реальности.» (Документы II Второго Ватиканского собора Католической церкви, Догматическая конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum»).

Документы Собора о Церкви и литургии подчеркивают необходимость развивать «созерцательную ориентацию» духовной жизни христиан сегодня. Все призваны к полноте опыта Христа, каким бы ни был их жизненный путь. Следовательно, мы не должны ограничиваться только лишь умственной молитвой, в которой мы ведем разговор с Богом, думаем о Боге, просим Бога о собственных нуждах. Нам необходимо погрузиться в глубину, где Дух Иисуса сам молится в наших сердцах, в глубоком безмолвии Его союза с Отцом во Святом Духе.

Созерцательная молитва – не привилегия исключительно монахов и монахинь, или людей особо «мистического» склада. Это измерение молитвы, к которому призваны мы все. Это не экстраординарный опыт или альтернативное состояние сознания. Скорее она является тем, что Св. Фома Аквинский называл «простым удовлетворением истиной». Об этом же говорил Вильям Блейк, указывая на необходимость «открыть двери восприятия», после чего мы смогли бы увидеть все таким, каким оно является на самом деле, увидеть бесконечность.

Все это относится к созерцательному сознанию в перспективе нашей обыденной жизни. Медитация ведет нас к этому, и это становится частью таинства молитвы в жизни каждого человека, ищущего полноту бытия.

о.Лоренс Фримен OSB

Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru