(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 2)
Под медитацией мы понимаем процесс сосредоточенного повторения молитвенной формулы или, как называл ее Джон Мейн, христианской мантры. Мейн открыл вновь этот способ молитвы, исследуя раннехристианское литературное наследие – тексты отцов и матерей пустынников, которые, начиная с IV в., стали удаляться в пустыни Египта, где, опираясь на Иисусово учение, проживали подлинно христианскую жизнь. В качестве молитвенной формулы Джон Мейн рекомендовал слово «Maранафа». Он остановил свой выбор на этом слове по той причине, что оно является древнейшей христианской молитвой, звучащей на языке самого Иисуса, – на арамейском. Кроме того, с этим словом нас не связывают никакие ассоциации, и оно не станет очередной порцией топлива для нашего ума, всегда жаждущего думать еще и еще, прокручивать мысли по кругу раз за разом.
Повторение этой молитвы с верой и любовью ведет нас к покою тела и ума, погружая нас в безмолвие и тишину, царящие в самом центре нашего бытия. Мастер Экхарт, легендарный мистик, живший в XIV в., сказал: «Нет ничего, более подобного Богу, нежели безмолвие». Там, в наших истинных недрах, пребывает Христос, и именно в этих глубинах мы входим в молитву Иисуса. Как говорит Джон Мейн в своей книге «Мгновение Христово»: «Вся наша вера заключена в главном послании Нового Завета, согласно которому возможна только одна-единственная молитва, и это молитва Христа. Это та молитва, что разворачивается в наших сердцах днем и ночью. Я мог бы описать это лишь как поток любви, постоянно текущий между Иисусом и Его Отцом. И этот поток любви – Дух Святой.»
Первой нашей целью является сосредоточенность всего нашего ума на нашей молитвенной формуле, на нашей мантре, в течении всего периода медитации. Само по себе это довольно-таки непросто, поскольку мысль за мыслью посещает нас снова и снова. Наш ум постоянно находится в полете воображения, блуждает по тропам воспоминаний и перебирает все те дела, которыми нам предстоит заняться после медитации. Но все, что нам необходимо, это просто немного терпения и деликатности по отношению к себе. Когда вы поймете, что окончательно потерялись в потоке собственных мыслей, не судите и не критикуйте себя, но лишь снова спокойно направьте свой ум к повторению молитвенной формулы, вашей мантры. Примите происходящее как нечто естественное и ожидаемое. Ваш ум подобен игривому щенку, который всегда готов унестись прочь, а не остаться около вас. Ведь вы не станете всерьез сердиться на этого щенка, не так ли? Скорее вы будете мягко и с любовью поощрять его вернуться обратно.
Пока вы будете действовать так, без чувства принуждения себя (не применяя мантру в качестве молотка, выколачивающего ваши мысли прочь) — медленно и постепенно Вы будете в состоянии оставаться в молитве, не беспокоясь о каких-либо отвлечениях. При этом ваши мысли могут все еще оставаться с вами, на заднем плане, но чем дальше, тем больше они будут становиться похожими на музыку в супермаркете – и таким образом они будут все меньше вас беспокоить.
Чем больше вы будете практиковать, тем легче практика будет даваться, и вскоре, вместо того, чтобы произносить ваше слово, вашу формулу, вы почувствуете, что слушаете его, и наконец, оно зазвучит само в вашем сердце. Тогда ваше тело и ум станут единой осью гармонии и покоя всего вашего существа. В книге «Слово в безмолвии» Джон Мейн описывает это следующим образом: «Весь наш ум теперь един с глубокой безмятежностью в самом ядре нашего бытия. Та же гармония пронизывает все наше существо. В этом состоянии мы выходим за пределы наших мыслей, воображения, за пределы всех зрительных образов. Мы просто пребываем в Реальности, осознавая присутствие самого Бога, царящего внутри наших сердец.»
Ким Натараджа Obl OSB
Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru