(Проповедь на воскресной медитативной Месе, 22.09.2024)
Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
(Мк 9:30-37)
Мы видим в этом отрывке Евангелия иллюстрацию того, как выглядело самое начало христианской общины. Иисус хочет наставлять своих учеников, готовя их к будущему, хочет, чтобы они росли. Они боятся задать ему вопрос, потому что они не понимают его слов… Даже в этих близких отношениях между Иисусом и его учениками страх может контролировать, блокировать, уничтожать.
А что нам делать со своим страхом? Любить, или принимать любовь. Страх всегда блокирует нас, становясь преградой между нами и Богом, между нами и нашим настоящим я.
Сначала Иисус дает ученикам наставления словами, но они не слушают его. Поэтому он дает им пример – берет ребенка и показывает им, какими они должны быть. И также он показывает нам, какими должны быть мы.
Если мы хотим расти и быть учениками, нам нужна простота. Мы должны быть чистыми сердцем и иметь способность доверять и быть бесстрашными. Это характеризует ребенка.
Итак, в этом случае Иисус учит с помощью примера и жеста, не пользуясь словами. Святой Бенедикт выразил эту мудрость в своем учении, в бенедиктинском Правиле, написанном в 6 веке.
Наш новый облат, Ида, сегодня примет это правило в качестве руководства для жизни вместе с Евангелием и медитацией.
Святой Бенедикт понимал, что важна практика, а не теория. Важно то, как мы действуем, как мы говорим, как мы преодолеваем наш собственный страх, калечащий нас. Важно то, как мы это делаем, а не стоящая за этим теория. Поэтому в правиле не так уж много теории. Бенедиктинское Правило открывает прекрасный пролог, и прекрасные жемчужины мудрости есть на каждой его странице. Но суть Правила св. Бенедикта – это сам образ жизни. Это Правило Жизни, а не совокупность отдельных правил и предписаний.
Речь не о правилах, в буквальном смысле. Конечно, вы должны иметь определенные правила, чтобы жить нормально. Каждое правило, описывающееся св. Бенедиктом, очень гибко. Он также обычно устанавливает исключение из этого правила, чтобы вы не замыкались и не боялись соблюдать правила и не пугались того, что произойдет, если вы не сможете придерживаться того или иного правила. Поэтому в Правило встроен дух свободы детей Божиих, исполненной божественной славы. Это свобода Духа, которая выводит нас далеко за пределы всех ограничений.
В чем же заключается сила страха… Страх – это противоположность любви.
Мудрость Бенедикта проникала в течение многих 1500 лет в христианскую жизнь не только в через церквные институты. Сначала это происходило в светских общинах, с которых начиналась европейская монашеская традиция. И стоит упомянуть, что Бенедикт не был священником. Первые монастыри, соблюдавшие его Правила на протяжении нескольких веков, были сообществами мирян, похожими на то, которое мы имеем в центре нашей общины в Бонво. Позже все стало более организованным и структурированным – институционализированные монастыри стали в большей степени сосредоточены на буквальном соблюдении правил и предписаний. Но в основе монашеской мудрости лежит не страх, порожденный предписаниями и правилами, которые мы используем для защиты себя от реальности. Основой этой монашеской мудрости является свобода детей Божиих.
И эта свобода приходит вместе с дисциплиной. Такова мудрость Бенедикта. Вы не можете быть свободными, если не можете практиковать мудрость, позволяющую вам преодолеть себя, свой эгоизм, вашу эгоцентричность. Все мы хотим делать себя самим своим собственным правилом жизни. Но нам нужно сосредотачиваться на других, общаться с другими, участвовать в совместной жизни. Тогда эта свобода будет высвобождена в нас. Конечно, намного легче просто жить собственной изолированной жизнью. Но бенедиктинское приглашение и приглашение Иисуса к сопричастию в общине – это приглашение жить с другими тем или иным способом – это приглашение позволяет нам выходить за пределы самих себя. Это также помогает выйти за пределы самих себя всем тем, кто нас окружает.
Поэтому Бенедикт говорит, что целью участника такой общины является мир: «Да мир станет путем вашего поиска и вашей целью» (Правило, Пролог 14-21) – так учит нас Бенедикт. Это не тот мир, который является обычным отсутствием конфликтов, это не просто спокойная упорядоченная жизнь, не просто бегство от турбулентности мира. Это не мир, который приходит только потому, что мы защищаемся и изолированы от всего и всех. Речь идет о Мире, который приходит, когда мы подвергаемся риску, рискуя жизнью в Великом приключении ученичества, в котором мы не знаем, куда в конце концов придем.
В последние время, наверное в связи с моей болезнью, я пришел к одному выводу. Мы все живем в состоянии неопределенности. Нам нравится чувствовать, что мы можем строить планы. Иногда эти планы осуществляются, так как мы это себе представляем, иногда нет. Но все равно мы живем в неопределенности. Неопределенность пугает нас. Именно поэтому мы творим ложную реальность. Но я думаю, что мы должны сделать только одно, и это самое ближайшее, что мы должны сделать. Мы узнаем, что является следующим из того, что мы должны сделать, если пойдем дальше и выясним это. Вот что мы должны делать – узнавать, что нужно сделать дальше. И когда узнаем – не следует откладывать это, не следует тратить время.
Бенедикт сосредоточен на достижении прогресса. Ида, которая сегодня принимает финальную облацию, является танцовщицей и знает, что такое двигаться. Поэтому Бенедикт говорит – двигайся, не застревай в параличе страха. Мы смотрим, что нужно сделать дальше, а затем делаем это в нужное время со спокойной уверенностью.
Очень часто у вас может быть множество вариантов плана того, как действовать. Вы можете провести всю оставшуюся часть своей жизни, рассуждая обо всех этих различных возможностях, большинство из которых будут обусловлены страхом. Вы можете потеряться, стать узником своих размышлений – в нереальном мире. Но всякий раз, после того, как вы сделаете следующий шаг, который вам нужно сделать, еще один следующий шаг станет ясным. Таким образом, ясность и умиротворение войдут в вашу жизнь, которую вы будете и дальше проживать в неопределенности.
Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru Заранее благодарим Вас!
Перевод: Альберт Захаров
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений