«Простой мистицизм повседневности»

(Курс «Ключи к созерцанию»)

Недавно на встрече одной из медитативных групп общины мы говорили о мистицизме. Часто под этим это понятием подразумевается нечто фантастическое и далекое от повседневности. Среди ассоциаций с этим словом – кинематографические колдуны с волшебным шаром, потрясающие воображение мифологические существа и другие чудеса из какого-то потустороннего мира (духовного или магического), который невозможно увидеть из нашего, повседневного мира. Все это сильно отличается от того, что под словом «мистицизм» подразумевает созерцательная традиция – христианская, равно как и другие мировые традиции.

По словам исследователя западной мистической традиции Бернарда МакГинна «мистицизм – это состояние сознания, в котором происходит встреча с непосредственным Божьим Присутствием, а также подготовка к нему». Кажется, это очень похоже на медитацию. Медитируя, мы сосредотачиваем наше внимание на повторении одного простого слова, которое становится якорем для нашего присутствия и местом встречи с присутствием Бога. Практически все время нашей медитации – это сплошная подготовка. Мы готовим себя, медитируя каждый день, много лет подряд. Каждую медитацию мы проходим по одной и той же тернистой тропе – от заточения в плену наших мыслей, предубеждений и эмоций до состояния безмолвия, покоя и простоты. Медитируя, мы готовимся себя к открытию поля нашей повседневной жизни. Мы покупаем это поле, открывая наше внимание и укрепляя его. Вслушиваясь в одно простое слово – якорь нашей медитации – мы находим сокровище. Сокровище – это глубина, свет, присутствие. Что происходит после нашей медитации? Как время медитации меняет нас? То же самое сокровище, которое мы находим, медитируя (практикуя другие формы молитвы, внимательно читая Писание), ожидает нас в поле нашей обычной повседневности. Духовные практики – это время тренировки и исцеления нашего восприятия, а также время роста его мистичности.

Еще один теолог-мистик, Оливье Клеман, говорит, что «мистик и созерцатель, как и необразованный человек, может обходиться без книг: все существа и все вещи, в их бесконечной глубине, беспрестанно твердят о Божьем присутствии». Если наши духовные практики, наши духовные книги и наши верования не ведут нас к этому мистическому состоянию – с ними, вероятно, что-то не так. Об этом напоминает один из отцов II Ватиканского собора Карл Ранер, говоря, что «христианин завтрашнего дня или станет мистиком или его не будет вовче». Св. Бенедикт, учитель западного монашества и наставник нашей общины, начинает свое Правило для монахов призывом к созерцанию и медитации: «Слушай внимательно! Возвращайся к Божьему присутствию. Пребывай в безмолвии и слушай. Самопревознесением (путем эго) сходят вниз, а смирением (путем созерцания) поднимаются вверх». Жизнь общины, основанной на созерцании, ведет к тому, что люди в ней начинают видеть глубину в простой повседневности – видят Христа во всех остальных и свет божественного присутствия в кухонной посуде.

Иногда нам может казаться, что простые вещи менее важны, чем вещи величественные – что обыденность менее важна, чем торжественные праздники или обычное пространство менее важно, чем ритуальное. Это указывает на то, что наша повседневность темна (неосознанна), и нам нужно наполнить ее светом (вниманием). Язык сакральной традиции называет эти два состояния «землей» и «небом». Мы прикованы к «земле», когда дуалистичным взглядом эго видим только внешнюю сторону вещей. Но «небо» присутствует в нашей земной жизни, когда мы смотрим единым и чистым оком сердца вглубь вещей, осознавая внутреннее Присутствие.

Мистицизм – это видение, в котором мы осознаем реальность как тайну. Мистиком является тот, кто смотрит не все вещи и явления взглядом новичка или изумленного ребенка. Итак, мистическое сознание, сознание мистика – это созерцание. Мистик – это каждая женщина и каждый мужчина, удивленно и глубоко всматривающийся и вслушивающийся в каждое мгновение, в каждую вещь. И вот еще одна немаловажная вещь. Быть мистиком – значит всегда выбирать безмолвную внимательность по отношению к реальности как тайне вместо бесконечных слов о том, что мы все знаем. Если мы начнем смотреть на жизнь мистически, нам уже не будет разрыва между незначительными мелочами и большими вещами. Все – старый уличный кот, прозрачный стакан с водой на кухне, уставший кассир в супермаркете или скучное время проезда в автобусе с работы – все засияет внутренним светом Божьего Присутствия. Нужно только начать выращивать в себе внимание – все более продолжительное, единое и глубокое. Именно такое внимание растет в повседневном повторении одного простого слова в медитации.

 

© Мария Захарова, Альберт Захаров

«Ключи к созерцанию»

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *