о.Лоренс Фримен OSB «Размышления на Адвент 2022»

Адвентовые медитативные рефлексии

Еженедельные адвентовые рефлексии о. Лоренса Фримена OSB обращены ко всем практикующих медитацию в традиции Джона Мейна OSB. Цель этих размышлений в том, чтобы помочь читателю наилучшим образом сосредоточиться на переживании Адвента — времени, в течение которого мы готовимся к Рождеству. Также чтение этих текстов может стать стимулом укоренить в литургической традиции и стабилизировать ежедневную медитативную практику, или углубить ее, с помощью более внимательной подготовки к моменту нашей медитации. Еженедельно, в течение всего Адвента, мы будем переводить эти размышления и публиковать их на нашем сайте. Подпишитесь на рассылку, и получайте тексты адвентовых размышлений еженедельно.



IV НЕДЕЛЯ АДВЕНТА 

Я задал в Гугле поисковый запрос «Приготовление к Рождеству», и вот что я нашел: «создать рождественскую музыкальную подборку», «построить домик из имбирных пряников», «декорировать дом», «посмотреть специальный рождественский выпуск любимой передачи». Можно было бы подумать: «какой бездуховный, банальный подход к этим священному времени». Однако есть и положительный аспект: мы видим, что память о рождественских событиях еще тлеет в сознании, — память о них, как о чем-то священном, — пусть люди и относятся к ним просто как к праздникам, причина и история которых давно стерлись.

Что означает готовиться к религиозному празднику? Приготовление к повторяющимся праздникам – это обновление и восстановление нашего понимания глубинного измерения жизни. Все, что мы делаем регулярно — включая даже медитацию — может легко стать поверхностным, войти в режим автопилота, лишая нас смысла чуда и благодарности, ради которых это и делается. Любое восприятие священных тайн требует повышенной осознанности и готовности. «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет».

\Один из способов такой подготовки на этой неделе — серьезно отнестись ко времени медитации. Даже в суетливые и напряженные дни, которые обычно бывают перед праздниками, готовьтесь к периодам медитации так, будто это действительно самое важное время дня. Чтобы подготовиться, мы могли бы прочитать рассказ, изложенный в Евангелии от Луки (2:1-20), помня, что это 400 важнейших слов, которые когда-либо были написаны. Они рассказывают историю о самом рассказе истории, передавая ее дальше и обновляясь в каждом последующем пересказе, чтобы мы никогда не стали настолько глупы, чтобы подумать, что мы уже понимаем ее полностью. Ангел сообщает новости пастухам (социальным изгоям), пересказывающим услышанное Марии и Иосифу (которые нигде не могли найти комнату для гостей и вскоре стали беженцами) и трем царям (паломникам на чужбине), которые рассказали, что о новорожденном узнали от звезд. Мы до сих пор являемся частью этой бесконечной передачи того, что, по словам пастухов, они «увидели и услышали».

Вот четыре коротких ноты из этой мелодии, запоминайте их сейчас, чтобы вспоминать ежедневно на этой неделе:

Когда же они были там, наступило время родить Ей (стих 6)

Точные время и место, конец долгого ожидания и подготовки. Встречаем свою судьбу, даже если обстоятельства кажутся не идеальными.

Она положила Его в ясли (стих 7)

«Ясли» на английском языке – manger. На французском языке, глагол manger означает «есть». Того, кого называют «хлебом жизни» кладут туда, где обычно ищут пищу.

И убоялись пастухи страхом великим (стих 9)

Когда свет ангела озарил их, пастухи осознали, в какой тьме они находятся. Мы боимся поменять комфорт неведения на потрясение осознанности.

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца (стих 16)

Как только пробуждение произошло, уже нельзя терять время зря, и страх сменяется решительными действиями.

В V веке св. Лев Великий произнес необыкновенную проповедь на Рождество. Он сказал: «в день рождения жизни не должно быть места для грусти». «Страх смерти исчезает; жизнь приносит нам радость через обещание вечного счастья». Готовимся ли мы к жизни без нашего самого глубочайшего страха?



III НЕДЕЛЯ АДВЕНТА 
(Мф 11:2-11)

Сегодня – великий момент для Иоанна Крестителя, подсвеченного прожекторами. Иисус, которого он узнал и окрестил как своего преемника, признает его публично. Иисус свидетельствует о уникальной важности Иоанна как моста между старой и новой эпохами, Законом и Царством. Между ними мы не видим ни следа той постыдной конкуренции, которую мы так привыкли видеть среди лидеров мировой политики, науки, шоу-бизнеса или бизнеса. Возможно, это потому, что он знает, что оба обречены на… катастрофическое поражение. Мы редко соперничаем с кем-то, чтобы доказать, кто из нас пострадает больше.

Мудрость каждого из них выросла в опыте пустыни. За ними последовала целая армия учеников, которые также будут обитателями пустыни и будут описывать науку пустынной практики, основанную на искусстве молитвы сердца. Как знают все отшельники – включая и тех, кто медитирует сегодня в современном городе, – их труд осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в теле, на всех уровнях нашего разума и посредством силы Духа.

Первый наикратчайший этап этого пути обретения мудрости: это энтузиазм. Вы начинаете с первой страсти обращения или с романтической привязанности («Я нашел все, что когда-либо искал!»). Но потом это требует от нас взять на себя обязательство и продолжать наш путь.

Если мы выберем посвятить себя этому пути, – а такой выбор в какой-то мере сужает наши возможности, хотя и предшествует расширению сердца, – мы обязательно столкнемся с ацедией. Наше время можно вообще назвать «Эпохой Ацедии»; именно поэтому сегодня ее так трудно распознать и так легко спутать с депрессией (или, возможно, ацедия и есть форма депрессии). Каковы признаки такого состояния? Это буквально отсутствие как заботы о том, что мы делаем, так и внимания, точности. Ацедия делает нас небрежными в нашей работе и мешает наслаждаться теми вещами, которые обычно доставляли нам удовольствие. Симптомами ацедии могут быть чрезмерная продолжительность сна, переедание, суицидальные мысли, чувство вины из-за пустой траты времени, просмотр реалити-шоу. Токсичная динамика ацедии – это сопротивление приглашению к любви.

Пройдя тесным туннелем ацедии, мы наконец прорываемся в царство апатеи. В нашем современном языке это слово приняло форму апатии, но на самом деле оно означало нечто совершенно противоположное. Апатея – это полноценный заряд здоровья души и мощная невозмутимость. Она высвобождает творческую силу и сочувствие как свободный природный ресурс. В хорошие дни она дарит нам спонтанность в праздновании и вознесении хвалы. В плохие дни она дает нам стабильность, чтобы держаться на плаву и сражаться с волнами.

Отцы и матери-пустынники учили, что агапе является дитем апатеи. Агапе – это любовь Бога к нам, создающая нашу взаимную любовь к Богу, – безграничную и порой пугающую в этом своем безграничном, но соблазнительно безусловную.

Мы видим, как этот цикл опыта пустыни повторяется в первой группе избранных, а впоследствии он рождает пророков, которых мы так долго ждали, и, в конечном итоге, приход Того, кого мы все ждем от самого изначала.


II НЕДЕЛЯ АДВЕНТА 
(Мф 3:1-12)

Одним из моих любимых святых является «Богоносный и святой Отец Максимос, сжигающий хижину» (Св. Максим Кавсокаливит). Он не был, как можно было бы подумать, мистиком-поджигателем. Он сжигал только свои собственные хижины, которые он сам и строил, и сжигал только потому, что переезжал на новое место. Как и многие созерцатели, ищущие стабильности в Боге, он довольно часто менял место жительства. В конце концов, я подозреваю, что он любил огонь, который был для него метафорой, описывающей его чрезвычайно глубокую и радостную молитву сердца. Он сравнивал человеческое сознание, когда оно чувствует себя независимым от Бога, с куском твердого застывшего воска, полагающего, что «все стабильно в его власти». Когда воск встречает огонь, он тает и теряет иллюзию контроля: так же и человек, ошеломленный божественным огнем, смягчается, когда его охватывает пламя Святого Духа.

Иоанн Креститель в сегодняшнем Евангелии демонстрирует свой пламенный характер. Когда лицемеры пришли в пустыню, чтобы увидеть его, он сказал им все, что о них думает. Он указал на другой аспект огня, сжигающего каждое дерево, не приносящее доброго плода. Это непросто – принять, что часть нас должна умереть. Однако, когда огонь уже проделал свою сокрушительную работу, но продолжает гореть, мы начинаем воспринимать его по-другому. Нас крестят «Духом Святым и огнем». Иоанн Креститель проповедовал крещение покаяния водой. Христос использует более сильные инструменты. Однажды, пройдя инициацию, мы должны продолжать моральное обновление и иметь мужество поступать этично. Но после того, как хижины, которые мы построили, сожжены, нас можно будет переплавить в огне любви.

На этой неделе я участвовал в дискуссии о том, стоит ли нам вступать в конфронтацию с разъяренной толпой. Должны ли мы сохранять безопасную дистанцию с помощью политкорректности или нам стоит реагировать более справедливо, честно и резко. Наверное, Иоанн Креститель гораздо легче переживал подобные угрызения совести: ведь он был настолько независим от одобрения окружающих, насколько это только можно представить. То же касается и Отца Максима, которому нужно было только сжечь свою хижину и пойти дальше. Мы всегда выбираем между принадлежностью к общине или толпе. Солидарность, которую мы ощущаем, когда следуем своей совести, преодолевает страх быть отвергнутым глубже и крепче, чем фальшивое единство, которое мы испытываем в толпе.

Иоанн Креститель и Максим Кавсокаливит искали Иисуса и Его ранимого общества намного больше, чем одобрения толпы. Они видели огонь пылающей в сердце любви, а не огонь ненависти, бушующей в наших внутренностях. «Непрестанная молитва», к которой стремились христиане-пустынники, – это сердечный огонь Неопалимой Купины. Они учили «молитве с полным вниманием» – что означало «без единой мысли» – с помощью повторения с верой одного священного слова или фразы. Этот путь – подкрепленный отсутствием отвлечений и преданностью безмолвия – шаг за шагом ведет нас к единству с Богом.

Они настаивали, что такой путь подходит не только для монахов-отшельников. Этот путь – для каждого человека, который решится ему следовать, уменьшая степень умственных отвлечений и учась любить тишину. В истории сохранился рассказ об императорском чиновнике-судье по имени Константин Чудесный, который был сияющим примером созерцательного присутствия. Иногда он забывал о приказах императора, из-за чего окружающие подвергали его критике. Но император защищал его, говоря, что иногда молитва Константина «не позволяла ему возвращаться в наш мир, исполненный бесполезных и временных дел» – и это лишь потому, что «все его внимание было сосредоточено на Боге». Так Константин сохранил свой пост. Думаю, что «сжигатель хижин» и забывчивый судья могут стать нашими учителями на эту вторую неделю Адвента.


I НЕДЕЛЯ АДВЕНТА 
(Мф 24:37-44)

Давайте начнем этот Адвент с понимания того, что Бог не «существует». Бог просто Есть. Вечный, неизменный, безграничный, невообразимый. Бог – Тот, «кого никто никогда не видел и не может увидеть». Неизвестным образом и по неизвестной причине, которую мы никогда не сможем объективировать, а только пережить на собственном опыте, Бог произносит свое Слово, воплощая в существовании то, чего никогда до этого не существовало. Мы, люди, чувствуем нечто подобное из-за своей собственной способности к творчеству, создавая поэму – или лазанью – которой не существовало никогда ранее; или переживая удовольствие увлекательным моментом музыки, или удивлением ребенка, впервые открывающего для себя чудеса мира. Создание чего-то нового становится для нас способом почувствовать, для чего нужно существование нас самих: в начале нового церковного года мы должны это помнить – как и то, что мы можем стать тем, кто нас создал. Бог стал человеком, чтобы человеческие существа могли стать Богом – об этом говорят раннехристианские мистики.

Я вспоминаю свои школьные годы: какие ожесточенные дискуссии шли у нас с друзьями относительно «существования Бога»! Аргументы, приводимые моими одноклассниками, очень напоминали идеи позднего Кристофера Хитченса, который годами годами ведет публичные дискуссии, пытаясь отрицать существование Бога. Таким же образом он мог бы отрицать существование единорогов или Шерлока Холмса. Конечно, Бог не «существует». Бог Есть. С первого момента библейского откровения Бог не говорит ничего сам о себе, кроме «Я есть Тот, кто есть» (Я – чистое Бытие). Эй, Бытие, как дела?

И все же сегодня мы начинаем подготовку к «существованию» Бога. Бог существует, но только через (Его собственную) самоманифестацию в том, что (Он) создал и продолжает поддерживать в состоянии существования через непрерывное продолжение процесса творения. Когда я пишу новый абзац, которого не существовало ранее, Бог будто говорит: «да будет этот новый абзац, пусть придет к существованию клавиатура, пусть будут полупроводники, пусть существует Лоренс со всем своим чудачеством».

Бог существует через нас. Это стало очевидным 25 марта (праздник Благовещения, когда был зачат человеческий плод Иисуса) и стало явным через девять месяцев, 25 декабря, когда дитя Иисус вошло в мир. Наша вера в Бога обретает совершенно новое измерение и новую яркость, когда мы чувствуем, как Бог переходит от Своего предвечного Бытия к обычному существованию через человека.

Поскольку это может показаться нам слишком сложным, нужно время, чтобы обдумать и подготовиться к этому событию. Это время называется Адвентом (что буквально означает «приближение к нам»). Чтобы почувствовать, что эта странная истина приближается в течение нескольких недель, мы не можем сделать ничего лучше, чем отнестись ко времени нашей медитации более ответственно.

После нескольких лет практики я пришел к выводу, что лучше засыпать во время медитации (что, к сожалению, вполне может со мной случиться), чем начать зевать среди медитации. Ученики неоднократно невольно засыпали, и Иисус, вероятно, тоже. Но именно зевота может означать, что вы ленивы, полусосредоточены, или только делаете вид, что медитируете. Чтобы увидеть, что Бог, который Есть, становится существующим Богом, нам нужно полностью пробудиться. Отсюда учение в сегодняшнем Евангелии: «Бодрствуйте». Ведь правда же было бы грустно упустить момент в нашей короткой жизни, когда происходит это рождение? «Вы должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет в тот час, когда вы не жд.ете» (Мф 24: 37-44).

Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru

Discover the therapeutic power of bibliotherapy and reading at literus.net .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *