Сегодня мы с вами оказались в очень странной и парадоксальной ситуации, когда одним из наших главных заданий и ответственностью перед окружающими является вот что — сидеть на месте и ничего не делать. Ничего не делать, на английском это будет звучать еще интереснее — Do Nothing. Наша обычная жизнь состоит из активных задача, она чаще всего выглядит как большой To-Do List, список важных дел. И возможно тогда, когда в жизни совсем не остается места для свободного пространства, для того, чтобы «просто быть», к нам приходит Божье присутствие и спасает нас от бесконечного цикла «дел ради дел» единственным возможным способом. Нас просто берут и ставят в ситуацию, когда мы больше уже не можем игнорировать привычный для нас дисбаланс между деятельной и созерцательной жизнью. Нам просто и буквально говорят, не с помощью слов или текстов, но через жизненные обстоятельства — стой, остановись, побудь в покое! Возможно, именно необходимость тотальной паузы является одним из смыслов того, что с нами сегодня происходит? Для чего нам может быть необходима такая остановка — это отдых между фазами активности нашего эго или свободное внутреннее пространство, которое делает кувшин или дом пригодными для использования?
Умеем ли мы «делать ничего»? Наверное, не очень. Это слишком простая задача для нашего сложного ума. Обычно мы делаем те вещи, которые очень быстро превращаются в наших идолов и заменяет собой «тихий голос» чистого Божьего присутствия — присутствия «Того, Кто Есть». И тогда, стремясь освободиться от болезненной активности, мы создаем в своей повседневности религиозное пространство. Но если не изменилось наше сознание, здесь мы снова начинаем марафоны выполнения очередного «To-Do List», только уже в религиозном стиле. Не так уж важно, сколько мы выполнили различных ритуалов внешне или сколько сказали красивых слов. Нам необходимо отыскать внутреннюю основу, к которой должны бы были вести все эти религиозные действия. Это миг нашего внимательного присутствия, в котором мы возвращаемся к тому, чтобы просто быть теми, кем мы являемся. Присутствуя, мы можем быть свежим ручьем, который всегда обновляется и течет из своего Источника. Для этого нам надо не просто вслушивать в слова Иисуса, но скорее войти в то пространство, из которого эти слова произносятся: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».
Как же с точки зрения практики «делать ничего»? Серен Кьеркегор, вспоминая учение Иисуса о мудрости лилий и птиц, говорит, что нам важно уметь пребывать в безмолвии. Это не ритуал, а практика, или даже скорее искусство. В таком понимании быть безмолвным — значит искать Божье присутствие вне всех проявлений нашего эго. Кьеркегор говорит, что прежде всего мы должны «быть», и уже только из этого простого пребывания работать, общаться, заниматься добрыми делами. Тогда не машина будет ехать на нас, но мы — на машине. В медитации мы практикуем это «делание ничего», следуя простому учению Св. Иоанна Кассиана, которое он усвоил из жизни египетских пустынников. Мы должны «повторять и удерживать формулу (мантру), отбросив все телесные заботы и тревоги». Сядьте с ровной спиной, не двигайтесь, прикройте глаза. Оставьте в стороне все мысли, слова, действия. Таким образом мы входим во внутреннюю молитвенную комнату, о которой говорил Иисус в Нагорной Проповеди, и закрываем ее двери. Вместо всего того, что мы имели и что временно оставили позади — одно простое слово. «Молясь, не говорите лишнего». Конечно, к нам будут возвращаться тревожные или печальные мысли, в которых мы будем вспоминать прошлое и беспокоиться о будущем. Но Иисус учит: «Не заботьтесь для души вашей… Посмотрите на птиц и на цветы: они живут простой жизнью… Не беспокойтесь…». Бог присутствует здесь и сейчас, Он знает обо всех наших проблемах. Мы делаем только вот что – осознаем, что отвлеклись на тревожные мысли и просто возвращаемся к повторению нашего простого слова. Это слово — мост между нашим и Божьим присутствием. Верность его повторению — это искусство переходить этот мост, не падая в бездну иллюзий нашего эго.
Что же будет дальше? По словам Кассиана, «продолжай повторять формулу, пока неутратишь богатство помыслов». Когда мы поднимаемся на самолете выше облаков, нас неожиданно освещает яркий свет солнца, которое никуда не исчезает в плохую погоду. Просто мы вернулись туда, где оно всегда светит. И, наконец, Кассиан говорит: «нищета формулы приведет тебя к евангельскому блаженству нищеты духа и к Божьему присутствию».
© Мария Захарова Obl OSB, Альберт Захаров Obl OSB
«Ключи к созерцанию»
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru