(Пастырское письмо епископа Абердина)
Эпидемия шума. Мы живем в очень шумном мире. Наши города полны шума. И шум этот наполняет собой небо и дороги. Шума полны и наши дома, и даже наши церкви. И конечно же, самое главное, — это шум в нашем уме и сердце.
Творите тишину. Датский философ Сёрен Кьеркегор в одной из своих работ пишет: «Сегодняшнее состояние мира и всей нашей жизни в целом подобно болезни. Если бы я был доктором, и кто-то спросил бы меня, что же делать, я бы ответил: «Творите тишину! Ведите людей к безмолвию!» Слово Божье не может быть услышано в сегодняшнем мире шума. И даже если бы оно возвещалось напрямую, с помощью самых мощных рупоров или каких-либо других звуковых инструментов, оно не было бы услышано в море прочего шума, и также оно перестало бы быть Словом Бога. И потому — творите тишину!»
«Творите тишину!» Таков сегодняшний вызов. Является ли общение чем-то хорошим и полезным? Да, несомненно. Тогда можно ли сказать, что существуют отрицательные виды тишины? И снова я отвечу — да. Но опять таки, это и есть то, о чем говорит Кьеркегор.
Без тишины не встретишь Бога. На кон поставлена простейшая истина. Никакие реальные отношения с Богом, а также и встреча с Ним не возможны без тишины и безмолвия. Тишина способна подготовить нас к этой встрече, и она же сопровождает нас в дальнейшем. Один из раннехристианских авторов говорил: «для тех, кто в самом себе пережил встречу со Христом, нет ничего дороже тишины и безмолвия». Для нас Бог — наивысшее слово, и безмолвие позволяет нашему сердцу внимать Ему. Только так наши собственные слова станут Словами, эхом Слова Божьего, а не очередным хламом, вброшенным на свалку общего шумового фона.
Безмолвие Девы Марии, св. Иосифа и св. Иоанна Крестителя. «В тиши ночной дар неземной спустился к нам с высот» («how silently, how silently, the wondrous gift is given!» — англоязычный оригинал, цитируемый автором) — поется в известной рождественской песне «О малый город Вифлеем». Для всего того шума, суеты и буйства, свойственных современному празднованию Рождества, знакомому нам, эти слова являются связующим звеном, устанавливающим связи между Адвентом и тишиной, между Рождеством и безмолвием. Наши праздничные ясли суть места безмолвия и тишины. Возможно ли представить себе Марию в качестве шумной и многословной персоны? В Евангелии св. Иосиф практически никогда не говорит ни слова, он просто исполняет слова, принесенные ему ангелами. То же и с Иоанном Крестителем: он выходит со своими огненными словами именно после многих лет молчания в пустыне. Добавьте к этому тишину длинных зимних ночей и тишину, сопровождающую падающий снег. Не ведут ли все эти образы к покою в нас самих?
Когда все окружит тихое безмолвие. Этот пассаж из Ветхого Завета, из Книги Премудрости Соломона, описывает момент Исхода Израиля из Египта как ночь, исполненную тишины. Эти слова мы читаем во время Литургии, в ночь рождения Иисуса:
«Когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин» (Прем. 18, 14-15)
«Тихая ночь, святая ночь» поем мы. Внешняя тишина Рождественской ночи призывает нас творить тишину внутреннюю. И тогда Слово также без преград войдет в нас, как об этом говорят мудрецы: «Если глубокое безмолвие охватит наши глубины, то и Всемогущее Слово в тишине сойдет в нас с Престола Отца».
Безмолвие Слова. Слово изошло из молчания Отца. Оно явилось как младенец, английское слово»infant» буквально означает — «молчащий, безмолвствующий». Младенец Иисус мог плакать — от холода, прося пить или есть, — но Он ни с кем не разговаривал. «Тот, кто имеет уши слышать, да слышит, как обращается к нам это любящее и таинственное безмолвие вечного Слова» (Геррик из Иньи OCSO) Нам необходимо вслушиваться в тишину Иисуса, сделав её домом свой ум и сердце.
«Творите тишину!» Как же все мы в этом нуждаемся! Нашему миру просто необходимы места, оазисы, святилища безмолвия и тишины.
Безмолвие в Церкви. Размышляя обо всех этих вещах, мы сталкиваемся с одним непростым вопросом: что случилось с безмолвием в наших церквях? Сегодня очень многие люди задаются этим вопросом. Когда в 40-х гг. каноник Дункан Стоун, будучи совсем юным священником, посетил один из приходов Хайленда, он был поражен увиденным — около сорока человек преклонив колени, были полностью погружены в безмолвную молитву. Сейчас можно часто увидеть, что разговоры не прекращаются до самого начала Мессы и возобновляются мгновенно после ее завершения. Но для чего нам собственно церковь, и зачем мы в нее приходим? А идем мы сюда на встречу с Господом, равно как и Господь здесь ждет встречи с нами.
«Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв 2, 20) — говорит нам пророк Аввакум. В самом деле, не должно ли безмолвное сакраментальное присутствие Господа в табернакулуме вести нас самих к внутреннему безмолвию? Для нас должно быть особо важным сфокусировать себя и выйти за грань рассеянности ума перед тем, как начнется Месса. Нам нужно элементарно приготовиться для того, чтобы быть способными услышать слово Божье в чтениях и проповеди. Не нуждаемся ли мы в умственном покое для того, чтобы участвовать в возвышенной Евхаристической молитве? И не хотим ли мы, приступая к Причастию, услышать голос Божий, обращающийся к нам с миром — «Он скажет мир народу Своему и избранным Своим» (Пс 84, 9) Тишина намного более эффективно, нежели слова, ведет нас к тому, чтобы стать Одним, Телом Христовым.
Разговор двоих. Один мудрый старец, священник нашей епархии как-то сказал: «Разговор двоих прерывает молитву сорока».
Нормы тишины в Церкви. «Творите тишину!» Я не хотел бы быть неправильно понят. Совершенно ясной является ситуация с детьми в церкви. Также я не говорю о том, что мы должны приходить в церковь и уходить из нее как холодные, изолированные от всех индивиды, совершенно не заинтересованные в окружающих. Стоит стремиться сделать наши приходы теплыми и гостеприимными местами. Также мы хотим приветствовать друг друга, встречаться и общаться. Всегда есть необходимые для проведения мероприятия, важные для распространения новости и сообщения, которые следует огласить. Доброе слово важнее лучшего из подарков, говорит нам Библия. Но возникает вопрос о том, где и когда все это делать. Лучше на крыльце, чем в задней части церкви. Лучше после Мессы в холле или комнате. Ведь есть места, предназначенные для различных вещей — одни для общения, другие для тишины. В самой церкви, конечно же, насколько это возможно, безмолвие должно было бы доминировать. В качестве нормы это уместно как до и после Мессы, так и в прочие моменты. Если же есть крайняя необходимость сказать что-либо, пусть это будет сделано максимально тихо. По крайней мере, такой вид тишины станет одной из формой уважения к тем, кто хочет быть занят молитвой. Это говорит о нашем благоговении перед Пресвятыми Дарами. Так мы выразим свое почтение перед стремлением Святого Духа приготовить нас к прославлению Святых Тайн. Все это сделает Мессу, со всеми включенными в нее словами, музыкой, жестами, а также с определенными в ней моментами молчания, намного более реальной. Такой подход сможет объединить нас на глубочайшем уровне, и те, кто захотят впоследствии посетить наши церкви, непременно ощутят Святого среди нас (Ис 43, 15).
Дьявол любит шум, Христос любит безмолвие. «Творите тишину!» — это императив. Да придет к нам Слово из безмолвия, встретив безмолвие в нас, ожидающее Его подобно яслям. «Дьявол» — писал св. Амвросий Медиоланский, — «любит шум, Христос же любит безмолвие».
Ваш во Христе,
+ Хью, OSB
Епископ Абердина
7 декабря, 2011 г.