Адвентовые медитативные рефлексии
Еженедельные адвентовые рефлексии о. Лоренса Фримена OSB обращены ко всем практикующих медитацию в традиции Джона Мейна OSB. Цель этих размышлений в том, чтобы помочь читателю наилучшим образом сосредоточиться на переживании Адвента — времени, в течение которого мы готовимся к Рождеству. Также чтение этих текстов может стать стимулом укоренить в литургической традиции и стабилизировать ежедневную медитативную практику, или углубить ее, с помощью более внимательной подготовки к моменту нашей медитации. Еженедельно, в течение всего Адвента, мы будем переводить эти размышления и публиковать их на нашем сайте. Подпишитесь на рассылку, и получайте тексты адвентовых размышлений еженедельно.
IV НЕДЕЛЯ АДВЕНТА
Четвертая неделя Адвента начинается с Благовещения. Это, должно быть, одна из самых часто изображаемых сцен в истории искусства. Одна из моих любимых версий написана художником XVI века Понтормо: Мария поднимается по лестнице, но вдруг оборачивается, не успев сделать шаг, — она замечает присутствие идущего за ней ангела. Художник запечатлел момент ничего не подозревающей невинности Марии в ее юности, столкнувшейся с миром, большим, чем она когда-либо знала или подозревала. С этого момента она пробуждается от мечты детства и становится женщиной, которая будет любить и сильно страдать. Ей было сказано, что она будет познана Богом. Бог ждет, и она соглашается.
Евангелия, как и многие другие более поздние тексты предания, подчеркивают девственность Марии. Как бы мы ни трактовали значение этой доктрины, она пробуждает в нас состояние чистой открытости и способность удивляться даже тому, чего мы долгое время сильно желали. В древнем мире девственность считалась высоким, хотя и хрупким духовным состоянием. В современной культуре она считается чем-то скорее забавным и преходящим. Но все это лишь социальные установки. Более глубокое мистическое понимание обнаруживается в монашеской идее восстановления девственности, внутренней чистоты (каковой бы ни была отправная точка человека) — как плодотворной гармонии тела и духа, полной силы и радостной надежды. Это готовность, при которой пробуждение, вечное рождение Слова Божьего может произойти в нас, и Слово становится нашей собственной плотью. Нам может показаться, что это нечто большее, чем буквальный смысл данного фрагмента Евангелия, однако это просто требует более созерцательного прочтения. Разве вы не чувствуете себя в этом смысле более девственным после медитации?
Это архетипическая, незабываемая сцена, с которой начинается отсчет жизни Иисуса. Девственное состояние Марии позволяет диалогу с ангелом происходить без участия эго, самосознания, — именно потому он не выглядит фальшивым. Вера дает нам почувствовать, что действительно произошло. То, что обсуждают Мария и Гавриил, — это событие во времени, насыщающее время вечностью. Но это же событие переводит двойственность взаимоотношений Бога и творения в подвешенное состояние. Эта связь взлетает за пределы видимости, и когда она снова спускается на землю, в утробу Марии, эти два, Бог и творение, уже неразлучны. Теперь двое — Одно.
Наполненное молодостью чистое сердце Марии и произошедшее в ней зачатие вечной жизни объединяются, становясь новым проявление во времени вечной недвойственности Бога. Человечество может увидеть свой собственный источник и свой путь домой в «душераздирающей красоте своей юности». Начиная с Назарета и Вифлеема, эту человеческую красоту невозможно отделить от Бога, который всегда моложе нас. Даже в самых худших и уродливых мыслях и поступках человечества эта красота всегда будет рядом, чтобы спасти нас от самих себя.
III НЕДЕЛЯ АДВЕНТА
Сегодня среди мрачных оттенков постных церковных облачений появляется всплеск розового. Фиолетовый, цвет Великого поста и Адвента, времени ожидания и приготовления, не является моим любимым цветом. В дни моих путешествий мне было грустно видеть фиолетовую униформу сотрудников службы поддержки пассажиров в аэропорту Хитроу: одетые в похоронно-лиловый, они стояли и искали людей, чтобы помочь им.
Но возрадуйтесь. Сегодняшнее воскресенье называется «Gaudete» («Радуйтесь»), и, чтобы подчеркнуть эту радость, используется розовое облачение. Дело в том, что даже в преддверии большого торжества, долгожданного события (рождение, выпуск, юбилей, открытие нового центра) ожидание завершения не должно заслонять право на радость. Конечно, когда нас призывают радоваться, это наоборот может звучать угнетающе. Мы можем притвориться радостными из вежливости. Но наша улыбка исчезает, как только исчезает необходимость в ней. Это характерно для многих религиозных людей, которые считают, что им следует быть вежливыми по отношению к Богу, чтобы скрыть свою неизбежную печаль и гнев.
Волны печали пробегают по жизни даже самых удачливых. Но вы можете оседлать волну потерь, неудач или истощения, не теряя при этом радости бытия, о которой говорится в сегодняшних чтениях:
“Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моём.” (Ис 61: 1-2, 10-11)
Возможно, не каждый воспринимает это подобным образом, но для меня эти слова звучат правдоподобно и приносят утешение, даже в самые тяжелые времена, — и это утешение не является ложным. Указывая на бурлящую радость в самом сердце вещей, они ведут нас к источнику чистоты в самой природе сознания. Просто осознавать это — значит разделять радость бытия.
Очень непросто сохранить это переживание. Но оно мерцает в нас во время медитации, день за днем. Лишь однажды заметив его, мы уже не сможем его отрицать. Но самоизоляция, столь широко распространенная в сегодняшней культуре по причине отказа от близости и доверия, воспринимаемых как угрозы для нашей автономности, подавляет в нас радость и блокирует зарождающуюся весну. Из этой печали невозможно выбраться самому.
Помощь всегда приходит к нам в виде другого человека. Даже когда этот Другой невидимо появляется изнутри, Он обязательно проявит себя так, что мы сможем увидеть и прикоснуться. В ожидании Его мы учимся отбрасывать ожидания и все представления о том, каким Он будет. Это фиолетовый, апофатический, не имеющий образа всплеск. В нашем ожидании мы слишком самонадеянно интерпретируем Его, представляем Его с позиции своего эго. Мы навязываем Ему собственные представления о том, каков Он и чему Он подобен. Так мы пытаемся защищать себя от революции в сознании, которую Он должен принести, от мучительной радости экстаза.
Медитация делает нас похожими на Иоанна Крестителя в сегодняшнем Евангелии. Он настолько уверен, что этот Другой придет, что уже чувствует Его присутствие. И это делает его настолько абсурдно смиренным, переполненным радостью.
II НЕДЕЛЯ АДВЕНТА
В этом году мне особенно помогли в подготовке к Адвенту две вещи. Позвольте мне поделиться ими с вами. Первая — это ежедневное прослушивание аудио-записей выступлений Джона Мэйна (сегодня они доступны онлайн и на старых компакт-дисках). Я присутствовал при всех этих беседах с участниками первых медитативных групп, которые собирались в нашем старом монастыре в Монреале: это была зачаточная фаза существования нашей общины, WCCM. И я также записывал эти беседы: это были любительские записи на старый магнитофон, на кассеты. Эффект от их прослушивания сегодня — это не ностальгия. Это больше похоже на то, что называется «анамнезом», термином, который в основном используется в отношении Евхаристии, «дарения» того, что было вечным, вневременным в первоначальном историческом событии. Противоположность амнезии. Время и вечность текут вместе и сливаются в всеобъемлющее Сейчас.
Продолжительность каждой беседы в среднем составляла 15-20 минут. Каждый раз, когда я слушаю какую-нибудь из них, возникает впечатление, будто я слышу это впервые; они хорошо знакомы мне, но кажутся новыми, словно я снова впервые посетил то же самое место. Так же и чтение Евангелия действует на нас, когда мы действительно присутствуем и внимательно вслушиваемся. Я не особо склонен к ностальгии. Друзья часто удивляются тому, что мне нужно напоминать о важных моментах, которыми мы делились в прошлом. Через некоторое время легко отпустить прошлое, даже если человек все еще может его помнить. Однако невозможно отказаться от настоящего. Что же касается будущего, оно еще слишком далеко, и я обычно доволен, что оставляю его в невидимых руках Бога.
А вторая моя практика в этот Адвент — это общение о нашей традиции с молодыми участниками общины, приезжающими погостить в наш центр, в Бонневю. Некоторые из них — перелетные птицы, попавшие к нам на несколько недель или месяцев, паломники. Но они могут быть серьезными искателями. Даже если они номинально были воспитаны в христианской вере, они могут мало знать о том, какова основа нашей повседневной созерцательной жизни здесь, а также в общине вообще. Однако то немногое, что они знают, ценно, потому что это фундамент, на котором они могут основывать свой дальнейший духовный путь. Беседы о мудрости пустыннической традиции, чтение Евангелия от Марка, обсуждение правила Бенедикта каждое утро или Месса, на которой они присутствуют, оказывает обновляющее действие и на них, и на саму традицию. Такое общение, подобно свежему ветру, сдувает пыль почтения и страха, лежащую в нас мертвым грузом, и восстанавливает чистое, просветляющее учение, учение Христа.
В жизни каждого из нас есть лишь определенное количество Адвентов и Рождеств. И именно поэтому имеет смысл подходить к каждому из них не с позиции сентиментальности или ностальгии, а скорее как к новому открытию и возрождению. Адвент означает «Пришествие». То, что приходит, что приближается к нам со скоростью света, уже здесь. Что же тогда означает подготовка к этому, кроме осознания вечного рождения Слова, Сына Божьего, в историческом рождении в Вифлееме и, что особенно важно, не в меньшей степени в нас самих сейчас.
В Евангелии второго воскресенья Адвента Иоанн Креститель «готовит путь» Иисусу. Хотя современники аплодировали Иоанну (до казни), он не позволил своему эго поддаться обаянию широкой аудитории. Когда Иисус явился, он был достаточно смиренным, чтобы склонить голову перед Иоанном и креститься у него. И Иоанн был достаточно смиренным, чтобы крестить Его, чтобы признать Иисуса тем, кого он ждал. Столкновение этих двух личных смирений положило начало публичной жизни Иисуса на его пути к Голгофе, даже если оно ознаменовало уход Иоанна со сцены. Невозможно найти смысл и цель, не принимая смертности. Рождение Иисуса включает в себя полную реальность смерти и весь цикл рождения, смерти и, в конечном итоге, воскресения.
I НЕДЕЛЯ АДВЕНТА
Здесь, в международном центре нашей общины, Бонневю (Франция), в Северном полушарии, Адвент начинается осенью. Рождество наступает в глухую и темную зимнюю пору, когда солнце, хотя и незаметно, возрождается в день солнцестояния. Колесо снова проворачивается. Конец христианского года – и одновременно начало — наступает, когда большинство деревьев тихо теряют свое великолепие, сбрасывая листья. Листья падают один за другим, подобно падающим звездам или гибнущим душам. Волшебная палитра осени сливается с темными силуэтами голых деревьев, очерченными на фоне неба: искусство природы в своем самом минималистичном исполнении. На земле листья лежат повсюду, развеваемые ветром или медленно разлагающиеся от солнечного тепла. Кошки очень любят в них свернуться клубочком.
Затем наступает самый не созерцательный момент, и в сад приходит один из медитаторов, живущих здесь у нас, Жан-Кристоф, со своей механической воздуходувкой. Создавая ужасающий шум (но экономя много времени и усилий), он, создавая замысловатые геометрические узоры на траве, выдувает опавшие листья, чтобы легче было собрать их и выбросить. Я размышлял об этом, читая первое чтение сегодняшней мессы.
«Все мы поблёкли как лист,
и беззакония наши, как ветер, уносят нас.»
(Ис 64:6)
Чтение из книги Исаии может показаться слишком негативным для неподготовленного уха — заблудшие и ожесточенные сердца, божественный гнев, бунт и нечистота. Однако мы читаем Священное Писание не только для того, чтобы утешиться. Иногда неоходимо позволить бритве Слова Божьего прорезать густые заросли заигравшегося ума и высокомерие. И поставить нам диагноз. Слово Божье читает нас, даже если мы в гордости думаем, что читаем только мы. Какое же облегчение, если мы чувствуем это – читая, потому что нас читают, познавая, потому что нас знают! Бывает, мы чувствуем себя лучше, уже просто получив правильный диагноз – диагноз, которому мы можем доверять и который объясняет все симптомы, которые мы чувствуем.
Если мы сможем глубоко прочувствовать это взаимодействие со Словом, мы прочитаем его более проницательно и лучше поймем его. Его также станет легче интерпретировать – например, правильно распознав символ «гнева Бога». Бог не может быть «гневным». Но то, что на востоке называют кармой, неизбежные последствия наших собственных проступков – это действительно может ощущаться как гнев, направленный на нас лично. Экологический кризис, например, является результатом коллективного греха – естественное «наказание» за жадность и осквернение природы, являющееся простым следствием наших действий.
Такое прочтение Священного Писания иногда означает, что мы должны инвертировать ролевую игру, которую мы буквально видим в тексте: например, Исайя говорит Богу: «Ты скрыл от нас свое лицо и предал нас власти наших грехов». Это означает, что мы сами скрыли лицо от Бога. Воспринимая текст так, мы ощутим милосердие Слова, действующее подобно целебному бальзаму: «Мы, глина, а ты, горшечник, все мы — дело твоих рук». Возвращают ли вас эти слова к нормальному состоянию?
Сегодняшнее Евангелие, звучащее в самом начале Адвента, укрепляет нас еще больше. В нем есть два важных сообщения, которые непременно должны помочь нам подготовиться к торжеству Воплощения: 1. «Вы не знаете» и 2. «Бодрствуйте». Бодрствовать в состоянии незнания. Так мы готовимся распознавать и принимать то, что приближается к нам со скоростью света. Эта скорость означает, что то, что приближается к нам, уже здесь.
Перевод: Альберт Захаров Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru