(о. Лоренс Фримен OSB | о. Какичи Кадоваки SJ | Томас Мертон | Евангелие от Луки)
Еженедельные чтения для медитативных сессий
о. Лоренс Фримен OSB «Внутреннее паломничество»
(Конференция «Meditatio-2013», 1 часть)
Что Иисус говорит нам о молитве? В Евангелии от Матфея Он предупреждает нас – «не будьте как лицемеры», не уподобляйтесь тем, кто охвачен именно внешней стороной религии. Он предупреждает нас, чтобы мы не были слишком поверхностными в своей религиозной жизни. Продолжая наставления о молитве, Иисус говорит: «войди в твою внутреннюю комнату и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне». Речь идет о внутреннем измерении. Далее: «молясь, не говорите лишнего, как язычники». Не будьте, как те, кто считают, что чем больше они скажут в молитве, тем лучше будут услышаны. В качестве второго принципа учения Иисуса о молитве, мы можем выделить безмолвие. Мы не молимся с целью проинформировать Бога. Просим ли мы Бога вмешаться в события в нашу пользу, поставит нас в ряд фаворитов? По словам св. Павла у Бога нет любимчиков. Поэтому св. Августин и спрашивает: «молимся ли мы для того, чтобы переменить решения Бога?» Мнение Бога невозможно переменить. Августин объясняет, что мы молимся словесно для того, чтобы углубить нашу веру в то, что Господь уже знает о наших нуждах. Наконец Иисус говорит – «молясь, не тревожьтесь о материальных нуждах». Сознание в молитве должно быть спокойным, свободным от встревоженных желаний, проблем. Иисус учит: «Ищите же прежде Царства Божия». Еще один принцип учения Иисуса о молитве это – спокойствие сознания и внимание. В молитве нам следует обрести однонаправленное внимание. Напоследок Иисус говорит – пребывайте в теперешнем моменте, «не заботьтесь о завтрашнем дне».
Наконец, Иисус учит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». Мы, христиане, в исторической перспективе не очень сильно в этом преуспели. Возможно, причина этого в том, что мы не достаточно разработали созерцательный уровень понимания Евангелия. Мы не сможем следовать высоким евангельским моральным принципам без практики созерцательного измерения Евангелия. Мы не сможем познать любовь нашего Отца Небесного, не ведающую границ, не открыв наше сердце глубинам Царствия Божьего, которое пребывает внутри нас. Иисус не только дает нам свое учение, но и показывает в Евангелии, как Сам проживает и воплощает его. Познать Иисуса означает познать Царствие. Пребывая в общении с Ним мы осуществляем опыт Царствия.
Иисус в своей жизни следует своему учению очень практическим образом. Часто Он уделяет определенное время для того, чтобы отойти от общения, разговоров и проповеди, и удалиться в тихое место. Один, или со своими друзьями, Он проводит некоторое время в безмолвной и глубокой молитве. Он молится именно так, как учит молиться нас. Его учение – это учение о созерцании. И сам Иисус – наш Учитель созерцания. Его опыт Отца, Его взаимоотношения с Отцом произрастают из глубин этого созерцания. Он приглашает нас всех присоединиться к этому же самому опыту. Когда мы, христиане, думаем о молитве, мы должны думать не о своей собственной молитве, ограниченной нашими эгоистическими целями. В большей степени нам следует сосредоточиться на Его молитве. Наша молитва является путем в Его молитву.
о. Какичи Кадоваки SJ «Дзен и Библия»
Среди древних евреев было принято убеждение в том, что необходимо любить своих ближних и ненавидеть врагов. Но Иисус говорит «Любите врагов ваших». Причина, по который мы должны любить и ближнего своего и врага, состоит в том, что наш небесный Отец, источник всего сотворенного, любит без различия и злых и добрых. Все мы – дети одного небесного Отца. По этой причине мы не должны проявлять враждебности по отношению друг к другу. Если человек возвращается к своему первоисточнику, к своему Отцу, становится сыном Божьим, оппозиция между ним и другими людьми и вещами естественным образом устраняется.
Первичной целью христианского очищения является обращение всего сознания и тела по направлению к Богу, первоисточнику нашего бытия. Вторым шагом на пути очищения является примирение с другими людьми и со всей вселенной. […] Когда человек, испытавший духовное прозрение, всей душой и всем телом любит другое себе подобное существо, он непременно должен осознать, каким образом Иисус из Назарета своим распятием, ставшим высшем проявлением его любви, смог оправдать и воскресить весь человеческий род.
Томас Мертон «Зерна созерцания»
Вочеловечившись, Бог стал не только Иисусом Христом, но потенциально – и каждым из тех, кто когда-либо появлялся на свет. Во Христе Бог стал не только этим человеком, а в более широком смысле – «Всечеловеком». Маска, которую носит каждый из нас, скрывает не только наше внутреннее «я», но и Бога. Христос стал Человеком потому, что хотел быть и Всечеловеком, и каждым из людей. Если мы верим в воплощение Сына Божиего, то на земле нет никого, в ком нельзя увидеть тайного присутствия Христа.
Бог стал человеком. Он принял на себя человеческую немощь и ограниченность. Он никогда и никем не помыкал, не был ни царём, ни вождём, ни реформатором, да и вообще никак не превозносился над Своими творениями. Он всегда был просто братом, советчиком, слугой, другом. Он был уязвим, и Его казнили. Он был погребён и вернулся к нам, восстав из мёртвых. Однажды умерев, Он больше не умирает. Он сделал Своими страдания всех людей и одновременно наделил их Своей силой, славой, бессмертием и блаженством. Богочеловек велик и силен ради нас, а не ради Себя. Ибо сила и слабость, жизнь и смерть – двойственность, которой Он не знает, будучи выше неё в Своём единстве. И нас Он хочет возвысить над двойственностью, соединив с Собою.
Евангелие от Луки
(Лк 6: 27-38)
Иисус сказал ученикам Своим: Вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений