(о. Лоренс Фримен OSB | о. Беда Гриффитс OSB | Мастер Экхарт | Евангелие от Луки)
Еженедельные чтения для медитативных сессий
о. Лоренс Фримен OSB «О нищете духом»
(«Meditatio 2009» Вроцлав, «Meditatio 2011» Киев)
Нищета – это когда не обладаешь ничем. Что можно назвать «нищетой духом»? Иисус говорит одновременно о нищете и счастье: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Как мы можем быть счастливыми и нищими одновременно? Дело в том, что речь идет об особом типе нищеты. Это не нищета отсутствия, в которой мы лишены каких-то вещей, а нищета непривязанности. Медитируя, мы позволяем уйти всему, к чему мы привязаны и чем пытаемся владеть – мыслям, планам, желаниям, эмоциям, возбужденности, печалям и страхам. Мы повторяем одно простое слово, отставляя все в сторону. Так мы погружаемся в нищету духа, с целью насладиться даром Бога. Это и есть медитация. Благодаря ей мы простым и непосредственым образом переносимся в неподвижность, из которой произрастает познание Бога.
Медитируя, мы погружаемся в нищету духа, которая ведет нас в Царствие Божие и – не будем бояться этого слова – ведет нас к пустоте, к пустоте Христа. Новый Завет употребляет это слово в отношении Иисуса*: Иисус опустошил себя. И мы опустошаем себя в вере и любви. Чем больше мы будем понимать опыт медитации и возрастать в нем, тем больше мы будем видеть его связь с опытом любви в нашей жизни. Если мы кого-то любим, мы хотим максимально приблизиться к его сердцу. И если мы получим опыт потери себя в другом человеке, мы получим опыт этой нищеты духа, опыт опустошения.
* Кенозис, греч. κένωσις – «опустошение», «истощение», греч. κενός – «пустота». «Уничижил [εκένωσεν] Себя Самого, приняв образ раба…» (Фил.2:7)
о. Беда Гриффитс OSB «Возвращение к Центру»
Нищета духа из Нагорной Проповеди – это признание того, что всё исходит от Бога: наши тела, наше дыхание, само наше существование. Мы не можем обладать ничем, даже нашими собственными телами. Мы можем лишь принимать всё от Бога, каждый миг. Когда вы не привязаны к миру и вещам, вы видите, как всё исходит из рук Бога, будучи всегда свежим и прекрасным. Только когда вы свободны от себя – свободны от эгоизма – вы можете видеть вещи такими, как они есть, и пользоваться ими так, как ими следует пользоваться. Поэт или художник должен отрешиться от мира, если в своём искусстве он хочет изобразить его правильно. Учёный должен отрешиться от внешней стороны объектов, если хочет рассмотреть их с научной точки зрения. Но человеку на духовном пути необходимо более радикальное отречение. Он должен отречься от своего собственного «я».
Но что такое «я»? «Я» – это корень свободы, разума и ответственности в нас, делающий нас людьми. «Я» не автономно, оно подчинено закону, который св. Фома Аквинский называл вселенским Разумом. Наше «я» должно подчиняться Богу, вселенскому Закону, и приобрести истинную свободу, иначе оно утратит свободу в угоду природе и бессознательному. Такова основная природа «я»: оно обладает способностью выходить за рамки себя, полностью переходя к другому и предаваясь Высшему «Я». Когда это происходит, мы начинаем жить, исходя из принципа внутренней Жизни. Это мудрость, радость и бессмертие. Это цель, ради которой был создан человек.
Мастер Экхарт
(«Речи наставления», Проповедь 5b)
Обрати свой взор на себя самого, и где себя обнаружишь, там откажись от себя. Насколько из всех вещей ты выходишь и насколько во всех вещах ты выходишь из своего, настолько приближается Бог. Выйди полностью из себя самого к Богу, тогда Бог из Себя Самого полностью выйдет к тебе. Если оба выйдут – останется одно простое единство. В этом единстве Бог рождает Свое Слово в сокровенном источнике души.
Евангелие от Луки
(Лк 6: 20-26)
Блаженны нищие духом; ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне; ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне; ибо воссмеётесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь; ибо велика вам награда на небесах: так поступали с пророками отцы их. Напротив горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для ежедневной практики в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии. Желаем Вам плодотворной медитации!
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений