Фрагмент из: Адальбер де Вогюе «Святой Бенедикт. Человек Божий»)
Св. Григорий Великий отводит этому мистическому опыту Бенедикта место в конце своего повествования. Этот опыт был пережит Бенедиктом лет за десять до его смерти: видение души епископа Жермен из Капуи, проникающей в небо в огненном круге, несомом ангелами в половодье ослепительного света. В этом свете Божием, разлившемся в темной ночи, Бенедикт охватывает взглядом весь мир и проницает малость его.
Сначала Бенедикт увидел сверкающий свет, который был сильнее дневного света и прогнал всякую тьму. Затем в этом сверхъестественном свете весь мир собрался перед глазами святого. Наконец, появился огромный огненный шар, в котором он увидел душу епископа Жермена, которую ангелы уносили в небо. Эта последняя часть видения была проверена: позвав Сервандуса, который поднялся на второй этаж и застал только остаток чудесного сияния, Бенедикт послал просить друга из Кассинума, Теопропуса, тут же послать гонца в Капую, чтобы узнать о состоянии здоровья епископа. Посланный вернулся и рассказал, что Жермен умер в тот самый час, когда игумен Монте-Кассино увидел душу его, покидающую эту землю. Но этот проверенный факт трогает нас, быть может, меньше, чем предыдущий, к которому и святой Григорий высказывает основной интерес: видение всего мира, «собранного как бы в одном солнечном луче». Озаренная божественной благодатью, восхищенная сверх себя самой, душа ясновидящего проницает малость и незначительность всех вещей перед лицом Создателя. Такой мудрый язычник, как Цицерон, в своем рассказе о сне Сципиона великолепно говорит о малости земли в глазах зрителя, вознесенного на небо. В том же направлении, но на трансцендентном метафизическом уровне Бенедикт постигает незначительность – не только нашей планеты, но и всей вселенной – перед Божественным Абсолютом, в котором человеческий дух, по благодати, приглашен участвовать. Как объясняет Григорий, дело не в том, что космос сжался, а в том, что взгляд ясновидящего безмерно расширился в Боге. Этот волнующий опыт увенчал мистическую жизнь, начавшуюся уходом от «мира» – в человеческом и социальном смысле этого слова. От того, что Бенедикт отрекся, по вере, от всех земных благ, покинув Рим, чтобы жить в одиночестве с Богом, он видит теперь узость вселенной по сравнению с бесконечным Сущим, Которому он посвятил себя.
«Бенедикт встал на ночную молитву и молился у окна всемогущему Богу; вдруг он увидел в самую глубокую полночь осиявший всю ночную мглу свет, который так блестел, что ночь сделалась светлее дня. Чрезвычайно изумительное событие последовало за этим освещением: весь мир, как сам он рассказывал после, собран был пред его глазами как бы под один луч солнца. Достоуважаемый отец устремил внимательный взгляд на этот блеск небесного света и увидел в огненном сиянии душу Германа, епископа Капуи, несомую Ангелами на небо. […] Для души, видящей Создателя, мала вся тварь. Посему, кто увидит малую часть света Создателева, для него становится мало все сотворенное: потому что самый свет внутреннего видения распространяет кругозор ума и так расширяет в Боге, что ум становится выше мира; душа видящего бывает даже выше самой себя. А когда во свете Божием бывает восхищена выше себя, в то время сила ее расширяется более всего находящегося внизу ее; и когда восхищенная созерцает все под собою, понимает, как ничтожно все, чего она не могла понять в состоянии уничижения. Итак, св. муж, который, взирая на огненный шар, видел даже Ангелов, возносящихся на небо, без сомнения, мог видеть это не иначе, как во свете Божием. Что же удивительного, если видел мир, собранный пред собою, тот, кто находился вне мира, будучи восхищен в умственном свете? А если говорится, что пред его глазами был собран мир, не то значит, что небо и земля были, так сказать, сжаты, а то, что расширенный дух видящего, будучи восхищен в Боге, мог без труда видеть, что ниже Бога. Итак, во свете, сиявшем пред внешними очами, был внутренний свет ума, который, когда восхитил дух видящего к высшим пределам, показал ему, как тесно все находящееся внизу.» (св. Григорий Великий «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души»)
Фото: Бенедиктинский ретрит-центр, Шульер, Небраска, США
Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!
Рассылка новостей
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений