о.Лоренс Фримен OSB «Вращающаяся Троица»

(WCCM International Newsletter, апрель 2009 г.)

Догмат о Троице указывает на образ кругового вращения. Подобно обращающемуся вокруг себя треугольнику, три Личности вечно теряют и вновь обретают себя друг в друге. У этого движения Троицы есть два измерения – вечная глубина тайны Отца, и вечное стремление к проявленности в непрестанно расширяющемся Творении.

Медитация по своей сути является чем-то, так или иначе ведущим к преодолению устоявшихся представлений. Она может взять и развеять любую из концепций, любой из образов, включая и те из них, которые имеются у нас относительно Бога. Подобная радикальная пустотность часто пугает людей, чей религиозный опыт не включает в себя знание о созерцательной традиции, и которые по этой причине считают медитацию «не вполне молитвой». Но опыт показывает – позже, практикуя медитацию, и такие люди обретают покой ума, становящийся свежим и открытым пространством, позволяющим Богу явить там свою полноту. И тогда на место старого, и по-прежнему доминирующего образа Бога, – абсолютного монарха, восседающего на удаленном троне и распоряжающегося жизнями своих подданных, приходит новое понимание Бога, рожденное в опыте любви, даруемой всем в равной степени как благодать. Монадический образ Бога представляет собой единичный объект, одинокий и всемогущий, способный подобно всем тиранам одновременно на милость и на месть, перерастающую в жестокость. С точки зрения антропологии, подобное видение Бога отражает сознание отдельных примитивных обществ (которое, увы, порой фрагментально присутствует и в современных демократических системах), подпитывающееся самоизображением своего собственного эго. Вот таким частично и является то воображение, что возбуждает наш ум, которое о.Джон Мейн называл «величайшим врагом молитвы». Когда такие представления занашиваются и теряют свою актуальность, мы получаем возможность легко и естественно открыть для себя тот опыт, которого так ждет наше сердце.

Образ Святой Троицы – одно из самых глубоких, самых смелых и самых красивых озарений, посетивших человечество. Он объясняет высшую природу реальности, насколько это вообще возможно, предлагая нам метафору, резонирующую на каждом из уровней опыта, – ведь любовь можно ощутить на каждом уровне. Опыт любви меняет нас, как людей, и наше видение реальности. Часто, если опыт нами пережит и мы сохраняем ему верность, границы между нами и окружающими становятся менее прочными. Временами, разделяющие нас рамки могут даже вовсе исчезнуть, не разрушая замечательную реальность наших уникальных идентичностей, переживающих встречу, многократно объединяющихся и разъединяющихся, с целью встретиться снова на еще более глубоком уровне. Переживая любовь, мы обрушиваемся в ее глубины, и в романтическом измерении и том, которое можно было бы назвать глубиннейшей основой бытия. Об этом христианские мистики говорили, как о трезвенном опьянении, как о сияющем мраке. Только с помощью парадокса можно описать опыт любви – опыт, в котором изолированное эго скинуто с трона, и обретено познание совершенно нового чувства, связанного с самодарением, с делением собою.

Любовь – всегда тайна. Откуда она явится, как и где начнет прорастать? Это непостижимое измерение выражается в незримом Отце – в непознаваемой, неприкасаемой тайне Божьей. Но эта же тайна приобретает форму в индивидуумах, тогда, когда их индивидуальность преодолевается. Это и есть Слово, жаждущее стать плотью. Любовь высвобождается из дуализма отношений, в которых она была рождена, становясь трансцендентным творчеством, исцелением, оживляя все, к чему прикоснулась. Это Дух Святой. Все интеллектуальные труды ранних отцов церкви были посвящены изучению этой истины, что проистекает из самооткровения Иисуса. Важно то, что эта работа делалась ими в контексте их собственного созерцательного опыта. Прежде всего, они старались сохранить равенство и единство этих трех аспектов любви, и при этом – понять истину нашей человечности с большей глубиной и ясностью. Спокойный ум обретает способность более глубокого видения и распознавания, переживая свою истинную природу, познавая в себе икону Бога. Видение Бога в себе является зачатком видения Бога в других и во всей реальности.

 

Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!

Фото: Аббатстсво Успения Богоматери на горе Сион

Перевод: Альберт Захаров Obl OSB

 

Рассылка новостей 
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений