30.01.2019

(о.Джон Мейн OSB | о.Циприан Консильо OSB Cam | Оливье Клеман  | 1-е послание к Коринфянам)

Еженедельные чтения для медитативных сессий

.

о.Джон Мейн OSB «Слово в безмолвии»

В молитве мы не стремимся к тому, чтобы произошло что-то особенное. Все, что необходимо уже и так произошло. Мы просто осознаем то, что есть, совершая путь в глубины единого сознания Иисуса, к удивительной тайне нашего собственного творения. И тогда оковы зацикленности на себе, не дающие отправиться в этот путь, уже не смогут удерживать тех, кто знает, что «мы имеем ум Христов».

Понимая, что центром молитвы является Христос, а не мы сами, мы можем спросить «Как нам молиться ?», и получить полезный ответ. Путешествие, которое мы совершаем, чтобы достигнуть этой отправной точки, является лишь первым этапом. В этот момент нашей жизни мы пробуждаемся среди общины тех, кто также достиг этой точки, и продолжает свой путь. Наш собственный опыт приводит нас к традиции. Принимая эту живую традицию, мы передаем ее дальше тем, кто следует за нами. Традиция христианской медитации проста и, прежде всего, является практическим ответом на вопрос о том, как молиться.

Сядьте. Сохраняйте неподвижность, держите спину ровной. Слегка прикройте глаза. Будьте спокойны и одновременно бдительны. Безмолвно и про себя начните повторять одно простое слово. Мы рекомендуем слово «Маранафа». Произносите его, как четыре слога равной длины. Вслушивайтесь в то, как вы его произносите. Повторяйте его деликатно, но непрестанно. Не думайте ни о чем и ничего не представляйте – ни духовного, ни мирского. Если во время медитации вас посетят мысли, образы и прочие отвлечения, просто возвращайтесь к произнесению слова. Медитируйте каждое утро и каждый вечер около двадцати или тридцати минут.

 

о.Циприан Консильо OSB Cam «О святости»
(Проповедь в «Нью-Камальдоли», 1 ноября 2013 г., День Всех Святых) 

Отец Роберт Хейл, бывший приор нашего монастыря, любит цитировать известную максиму Бенедетто Кастелли, итальянского ученого и аббата Монтекассино: «Прежде чем стать монахом, следует стать просто христианином. И прежде чем стать христианином, следует стать просто человеком.» Этот же взгляд я постоянно нахожу в классической духовной литературе. Вот что пишет Св. Ириней: «Как можешь быть обожен ты, если еще даже не очеловечен? Как можешь быть уже свершен, если только лишь стоишь в начале своего сотворения?». Это напоминает мне одну из известных острот знаменитого учителя йоги Б.К.С. Айенгара: «Как могу я научить тебя медитировать, если ты даже не осознаешь, где твои ноги?». Первый шаг на пути духовного развития – стать в полной мере человеком. Следующий шаг – движение к обожению. И далее – снова к бытию человеком.

Молитва и духовность нужны для того, чтобы осознать живое присутствие Бога в нас. Нам необходимо сделать шаг, который совершают все святые – осознать сам факт того, что все мы непрестанно пребываем в Боге! Это нечто, что может спасти нас от зацикливания на себе. Такое осознание способно привести нас к переживанию того, что мы – часть чего-то бесконечно превышающего нас, мы – Тело Христово, община, Церковь. Мы – часть тела всего человечества, часть непостижимого единства, связанного одновременно и с грязью под ногами, и со звездной пылью. Таково наше сакраментальное видение вселенной. Именно оно позволяет нашей осознанности приносить плоды, становиться частью Воплощения, делая нас истинными участниками Божьей природы, со-творцами. «Бог стал человеком, чтобы люди могли обожиться» – теперь нам всем следует стать людьми. Мы открываем присутствие Бога в нас, и затем то, что мы – в Боге. С одной стороны мы – обычные люди, которые способны творить необычные вещи, с другой – мы можем стать необычными людьми, делающими обыкновеннейшие дела с радостью, вниманием и любовью.

 

Оливье Клеман «Истоки»
(II «Слава Божья, скрытая в сущих»)

«Созерцание природы» может сообщить духовный характер нашему существованию. Достаточно немного любящего внимания. И тогда мельчайшие вещи поведают свои секреты, а любой человек станет священником мира при алтаре своего сердца, чтобы служить «космическую литургию». Таким образом язык, труд, искусство, культура, гуманизм обретают свой смысл:

«Слово Божье таинственно сокрыто от нас,  но в то же время раскрывается нашему уму через видимые вещи. Тот, Кто не имеет в себе различий – раскрывается в различном. Не состоящий из чего-либо – раскрывается в составном. Не имеющий начала – раскрывается в имеющем начало. Невидимый – в видимом. Неощутимый – в ощутимом. Исходя из всех вещей, Он собирает нас в Себе, поднимая нас над всем в единстве с Собою, подобно тому, как Сам Он рассеялся, нисходя к нам.» (Максим Исповедник «Ambigua»)

«Господь – зеркало наше: откройте глаза, посмотрите в него, узнайте, каковы ваши лица!» (новозаветный апокриф «Оды Соломона»)

 

1-е послание св. апостола Павла к Коринфянам
(1 Кор 12: 12-14, 27) 

Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. И вы — тело Христово, а порознь — члены.

 

break

Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для ежедневной практики в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии. Желаем Вам плодотворной медитации!

Рассылка новостей 
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений

Составление чтений:  Альберт Захаров Obl OSB