(о. Лоренс Фримен OSB | о. Джон Мейн OSB | о. Беда Гриффитс OSB | Евангелие от Луки)
Еженедельные чтения для медитативных сессий
о.Лоренс Фримен OSB «Великопостные размышления 2015»
Евангелие рассказывает нам о богаче и нищем по имени Лазарь. Когда они умирают, богач расплачивается за недостаток сострадания, отправляясь в место страданий, тогда как Лазаря возносят ангелы на небо к Аврааму. Это кажется простой справедливостью, но мудрость Евангелия никогда не бывает такой упрощенной. Лазарь пребывает в безмолвии. Его «спикером» становится Авраам. Богач, тем не менее, говорит. Сначала он просит о хотя бы малом облегчении, подобно душам Данте в Инферно. Авраам отвечает, что пропасть ныне слишком велика, чтобы перейти ее. Если мы сегодня не будем работать над тем, чтобы сузить эту пропасть между богатыми и бедными, она будет возрастать по экспоненте, и наше разделение станет непоправимым. Чем шире пропасть — тем слабее наша связь с реальностью. Но в Евангельской мудрости конец всегда становится началом. Богач просит Авраама предупредить его семью о его тяжкой участи, о том, что они подвергнутся таким же страданиям, если не изменятся. Вот они, изменения в черством сердце. Конечно, правда в том, что пока его сострадание простирается исключительно на его семью, но все же это начало сотрадания, активного сострадания нуждам других. Когда весна сострадания выпущена на свободу, человеческая пропасть — эго, изолированное «я» — воссоединяется. И в этом воссоединении (а именно таково буквальное значение слова «религия»), происходит великое исцеление.
о. Джон Мейн OSB «Жажда глубины и смысла»
Любой человек, настойчиво медитирующий, видит: пусть во время медитации и может показаться, что ровно ничего не происходит, тем не менее, постепенно изменяется вся наша жизнь. Несмотря на то, что нам всегда хочется быстрых изменений, в случае с медитацией нужно научиться быть терпеливее. Наше сознание наполняется светом, а отношения с людьми – любовью. В процессе медитации сама Любовь освобождает нас для того, чтобы мы могли любить. Это происходит по очень простой причине. Медитируя, мы не только оставляем какие-то отдельные действия, свойственные нам, но мы постепенно обретаем для себя совершено новое основание. Мы познаем корни, глубину бытия. Познаем не только корни бытия в нас самих, но познаем и свои корни в Боге. Свои корни в Боге, Который есть Любовь. Мы позволяем себе просто быть – пребывать в покое и безмолвии. В этой неподвижности мы находим себя в Боге.
Во время медитации не должно происходить ничего из ряда вон выходящего. Но, не смотря на это, это время изменяет нашу жизнь. Проверить, действует ли ваша медитация, делаете ли вы успехи, (только я не советую вам оценивать их) можно очень просто: задайтесь вопросом, возрастаете ли вы в любви? Становитесь ли вы терпимее, лучше ли вы понимаете людей, и растет ли ваше сострадание к ним? В этом и проявляется эффект нашей практики медитации. У некоторых это происходит медленнее. От других требуется серьезная борьба с собственным эгоизмом. Неважно, сколько времени прошло. Единственно, что имеет значение, это то, что мы с вами вступили на определенный путь. Этот путь ведет нас прочь от собственного эгоизма, от одиночества. Это путь в бесконечную Божью любовь.
о. Беда Гриффитс OSB «Возвращение к Центру»
Когда Христос «сошёл во Ад», Он спустился в глубины подсознания. В каждом человеке присутствует всё творение – человек есть микрокосм макрокосма. Он проходит через все стадии эволюции, от первичной материи до человеческого сознания. Но для большинства из нас всё это захоронено в подсознании. Христос открыл глубины подсознания божественному сознанию. Он искупил всё творение, открыв его божественной жизни, жизни Слова, наполнившего его человеческое сознание. Человек, пребывая в утробе матери, вспоминает все стадии эволюции человеческого сознания. В каждом из нас на подсознательном уровне живёт Адам – всё человечество – и мы содержим в себе всю историю человечества. Возможно, на это указывает буддистская идея о том, что в момент просветления Будда осознал все свои предыдущие «рождения». Должно быть, и Христос испытал в Себе всю историю человечества, только не на подсознательном, а на сознательном уровне. Он взял на Себя грех и страдания всего мира, Он прошёл все стадии и привнёс их в сознание Слова. Таково значение искупления. Мы будем полностью искуплены тогда, когда наше человеческое сознание, со всем тем, что прежде было сокрыто в подсознании, будет охвачено божественным сознанием, и мы познаем себя, человеческое и Вселенную в свете Слова.
Евангелие от Луки
(Лк. 16: 19-31)
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений