18.08.2019

(о. Лоренс Фримен OSB | бр. Мартин Куварапу OSB Cam | Св. Иоанн Кассиан | Евангелие от Матфея)

Еженедельные чтения для медитативных сессий

о.Лоренс Фримен OSB «Паломничество» 

(фрагмент из фильма «Паломничество»)

Сущность медитации – простота. Медитировать – значит просто быть. Быть цельным, единым и простым. Приходя к медитации, мы узнаем на опыте, насколько наше сознание лишено этой простоты. Для нас проблематично даже присутствовать в настоящем моменте: мы думаем о прошлом, беспокоимся о будущем. Мы думаем о самих себе или о том, что думают о нас окружающие, думаем о своих проблемах. Словом, наш ум постоянно занят массой дел. Но приступая к медитации, мы прежде всего должны научиться быть проще, оставив в стороне все наши мысли. Простота приведет нас к покою. Медитативная неподвижность и умственный покой, к которому мы приходим, укоренены в библейской идее нашего пути к Богу: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог…» (Пс 45:11) В этой неподвижности нашего сознания и духа, включающей в себя и телесный покой, естественным образом произрастает познание Бога.

Итак, в медитации мы не представляем себе Бога, не думаем о сложности собственной жизни, не пытаемся заставить Бога прийти и решить наши проблемы. Мы просто пребываем с Богом, позволяя Ему пребывать с нами. Этот покой также является и свободой от желаний, которые разрушают нашу простоту и приносят страх — ведь мы часто хотим того, чего не имеем, или боимся утратить то, что уже получили. Выходя за грань наших желаний, мы открывая себя дару, учимся не желать а принимать. Созерцание открывает нам истину о том, что мы обладаем безграничным и вечным даром — это дар собственного «Я» Бога для нас. В христианском понимании молитвы мы молимся не ради чего-то, но мы входим в молитву самого Иисуса, входим в Его опыт принятия дара любви Отца, где дар этой любви нам есть Дух. В христианской медитации мы погружаемся в глубочайшую тайну веры, следуя наиболее простым путем.

 

бр. Мартин Куварапу OSB Cam «Иисус, ходящий по водам» 

(Фрагменты статьи из журнала «The Bede Griffiths Trust» Golden String, Vol.6 №2 1999-2000)

История о хождении Иисуса по водам содержит в себе всю полноту Евангелия. В этом действии Иисус раскрывает свою истинную миссии и смысл судьбы каждого человека на его духовном пути. Хождение по водам — не демонстрация собственной силы и величия, но знак наивысшего смирения. Духовная судьба каждого человека состоит в том, чтобы войти в лоно Бога и пережить новое рождение, родиться свыше.

Иисус ведет за собой учеников на разных уровнях. Первый уровень — встретить Иисуса на дороге и начать идти за Ним по пути. Путь или дорога символизируют следование морально-этическим принципам, на которых основана наша жизнь в земном мире. Но дальше дорога ведет нас к морю, к бесконечности. И никто не может продолжать свой путь по воде, идя по ней, как по земле. Для этого всем нам нужна лодка. Эта лодка — это судно верований, духовных убеждений. Кто же тогда Иисус? Он — Учитель, Он руководит лодкой, ведя за собой учеников сквозь бесконечность Божьего Моря. Иисус не нуждается в лодке, Ему не нужна дорога или путь, Он един с Морем Бога. Идя по морю Иисус обращается к ученикам, которые в страхе противостоят волнам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф 11:28-30) 

Чтобы ходить по воде, нужно быть очень легким, очень смиренным, свободным от эго. Эго не может ходить по водам. Эго тяжело, как камень. Но наше истинное Я, которое создано по образу и подобию Бога легко, как перо. Путь Иисуса — это путь к Богу, это прямое соприкосновение с Морем, в котором вы свободны от лодки. Своим присутствием на поверхности морских вод Иисус приглашает учеников — оставьте лодку и войдите в Море Бога. Таков единственный путь, ведущий к жизни без конца и без границ.

 

Св. Иоанн Кассиан «Собеседования»

С особым вниманием следуй евангельскому предписанию: войти в свой покой и затворить дверь для того, чтобы молиться. Вот как следует это делать. Мы молимся в своем покое, когда полностью освобождаем сердце из суеты мыслей и забот и, пребывая в тайном и дружественном уединении с Богом, открываемся Ему. Мы молимся при закрытых дверях, когда, не размыкая уст, призываем Того, кто слушает не слова, но видит наше сердце. Мы молимся втайне, когда обращаемся к Богу одним лишь сердцем и сосредоточенной душой. Поэтому следует соблюдать глубокое молчание во время молитвы. Молитва наша должна быть частой, но краткой.

 

Евангелие от Матфея

(Мф 14:22-33)

После насыщения народа, тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и её било волнами; потому что ветер был встречный. В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак. И от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

 

break

Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.

Рассылка новостей 
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений

Составление чтений:  Альберт Захаров Obl OSB