1.9 «Мысли, мысли и еще раз мысли»

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 9)

 

Что же делать со всеми этими мыслями, начинающими толпиться внутри всякий раз, когда вы желаете внутреннего покоя? Тут мне приходит на ум увиденное несколько лет назад рекламное объявление о медитации. На плакате был изображен среднестатистический индийский гуру, который, будучи привычно одетым в традиционное облачение, оседлал морские волны, спокойно и уравновешенно стоя на серфинговой доске. Внизу была фраза: «вы не можете остановить волны, но вы можете научиться искусству серфинга!»

Мы не можем полностью избавиться от шума наших повседневных мыслей; они всегда будут присутствовать, подобно морским волнам. Но что нам действительно стоит сделать, так это принять их как неизбежную и естественную часть нас самих и затем просто квалифицированно «оседлать» их. В практике христианской медитации нашей доской для серфинга является наша молитвенная формула, наша христианская мантра. Время от времени мысли успокаиваются; наш ум становится тих и безмятежен, и мы мирно покоимся на нашей серфинговой доске. В следующий же момент снова появляется целый поток мыслей, звенящих внутри нас, и мы начинаем упускать из внимания практику верности молитвенной формуле. Нам необходимо только лишь упорно продолжать медитацию; каждый раз, когда мы соскальзываем с нашей доски для сёрфинга, мы просто должны взобраться на нее обратно.

Христианская созерцательная традиция подчеркивает неизбежность наличия мыслей: Один брат пришел к авве Пимену и говорит ему: «Авва, у меня много помыслов, и я в опасности от них». Старец выводит его на воздух и говорит ему: «Раскрой свою пазуху и не впускай ветра!».– «Не могу этого сделать»,– отвечал брат.– «Если сего не можешь сделать,– сказал старец,– то не можешь остановить и прилива помыслов; но твое дело противостоять им». («Скитский патерик», г. «Будь чист сердцем»)

Когда мысли продолжают отвлекать Вас от повторения молитвенной формулы, просто коротко и ясно обозначьте их суть для себя: работа, потребление, друзья и т.д., или просто «мысли» и затем деликатно возвращайтесь к повторению. Не судите, не критикуйте себя; отнеситесь с пониманием к той части вас, которая занята этими мыслями. Это и есть способ научиться принимать себя со всеми своими беспокойствами и тревогами. Постепенно мысли успокоятся, станут менее настойчивыми, и тогда мы продолжим нашу медитацию, уже ясно осознавая те промежутки между мыслями, которые позволяют молитвенной формуле звучать непрерывно. Принятие наших мыслей как естественной части нас самих позволит нам обрести гармонию с обыденным течением жизни. Важно то, что мы учимся принимать жизнь, такой как она есть, а не такой, какой мы бы хотели её всякий раз увидеть.

Теперь вспомним о нашем дыхании. Дыхание — мост между телом и умом. Мы знаем, что, когда мы в стрессе, когда взволнованы или возбуждены, наше дыхание становится поверхностным и быстрым. Когда же тело находится в покое, дыхание естественным образом снижает темп, и наш ум затихает. Поэтому, если мы будем стараться успокоить не только наше тело, но и дыхание, мы также успокоим наш ум. Концентрация на дыхании — замечательный способ оставить окружающий мир в покое и обратиться к миру внутреннему. Просто направьте свое внимание на вдох, на тот миг, когда воздух проходит сквозь ноздри. Почувствуйте прохладу, ощущающуюся на входе, и тепло при выдохе: просто сосредоточьтесь на этих ощущениях. Не корректируйте свое дыхание, просто осознайте его таким, каким оно является в данный момент. Просто дышите.

Подобные дыхательные упражнения полезны в качестве подготовки к медитации; как только дыхание успокоилось, сосредоточьте все свое внимание на вашей молитвенной формуле. Также, если вы ощутите это для себя удобным, вы можете совместить повторение молитвенного слова с ритмом своего дыхания. Это позволит ему струиться вместе с дыханием, все больше укореняясь в вашем бытии. Но если вы почувствуете, что это отвлекает вас от молитвы, — просто позвольте дыханию идти своим естественным путем. Обратите все свое внимание на повторение молитвенной формулы и просто примите все то, что будет происходить с вашим состоянием — насколько быстро или медленно оно станет спокойным. Поверьте, в данном случае цель оправдывает затраченные на ее достижения усилия и время, — внутреннее безмолвие ведет к осознанности и сосредоточенности, которые мы практически всегда рассеиваем в нашей повседневной жизни.

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru