(о. Джон Мейн OSB| о. Лоренс Фримен OSB | Литургия Часов | Послание к Римлянам)
Еженедельные чтения для медитативных сессий
о.Джон Мейн OSB «Монастырь без стен (Духовные письма)» (Письмо 3 «Принимая Дар», апрель 1978 г.)
Сошествие Святого Духа, Пятидесятница – время, когда вся полнота Пасхальной тайны обретает свое завершение. Эта тайна начинает свой путь в Рождестве и постепенно движется сквозь Великий Пост и Пасхальный Тридиум – если мы возрождаем прошлое, участвуя в жизни и росте Иисуса, вплоть до того мига, когда Его человечность достигла своей полноты, и если мы учимся отождествлять свою жизнь с Его жизнью. Также, нам следует оставить свои жизни и отрешиться от самих себя, обратившись к Богу. Но после Вознесения мы вступаем в этот странный литургический интервал, когда наше единение с Иисусом, как нам кажется, замирает и более не движется вперед – пока не наступит Пятидесятница. И тогда пламя Духа Святого касается сердец апостолов, равно как и наших сердец. Именно после этого для нас становятся ясными слова Иисуса о том, что Он должен уйти, чтобы послать нам Духа – приводя к завершению план Отца, исполняя дело единения. Пятидесятница собирает воедино все аспекты тайны Воскресения и реализует его в нас – в настоящем моменте. Теперь нам остается только одно: в полной мере пробудиться к этой живой тайне, присутствующей в нас как реальность «здесь и сейчас». В этом и заключается труд паломничества нашей медитации.
о.Лоренс Фримен OSB «Meditatio-Киев 2011»
Я помню, в детстве меня посещала мысль о том, что Небеса, вероятно, являются довольно скучным местом. В моем представлении возникала такая картина. Мы будем там сидеть, как в театре, на своих местах, а Бог будет восседать на сцене, на Своем троне, окруженный ангелами и епископами. Согласитесь, это не лучшая перспектива для нашей вечности. Но позднее я узнал о более ободряющем взгляде на вопрос о видении Бога, авторства св. Фомы Аквинского. Святой Фома учит, что видение Бога это прежде всего – абсолютное видение, видение, в котором мы сможем видеть все вещи такими, какими они являются. Иисус говорит об этом же – «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8). В таком видении мы уже не будем проецировать свои собственные желания и представления на реальность, и будем видеть ее такой, какой она действительно является. И также Фома говорит о том, что существует совершенная хвала. Это молитва, проистекающая спонтанно из нашего сердца. Наконец Фома говорит о том, что видение Бога – это община высочайшего наслаждения, блаженства. Видение Бога переживается во всеобщем единстве. Некоторые проблески этого опыта мы встречаем в супружеском союзе, в дружбе, в наших общинах. Иллюстрацию к этим идеям св. Фомы дает нам св. Августин в «Граде Божьем», где он также описывает видение Бога. Августин говорит, что все получившие благодать Божию люди пребудут вместе, находя свою радость в радости друг друга. Радость каждого становится все больше от созерцания радости другого. Их радость вечно разрастается, и обращаясь друг другу, смотря друг на друга они видят Бога в глазах каждого. Такова предельная цель нашего бытия – агапэ, бескорыстная и безусловная любовь.
В Духе, за гранью эго, мы встречаем Иисуса, ведущего нас все дальше. Мы не рассматриваем изображение Иисуса, а переживаем целостный опыт Его Присутствия. Вот таким и является общее христианское представление о молитве, становящейся самой реальностью. На нашем пути мы идем с Иисусом, в Духе, к Отцу. Мы движемся к Отцу, который является безграничным и вечным бытием.
Литургия Часов
(Прошения утрени Пятидесятницы)
Обнови, Господи, лик земли. Господи Иисусе, из Твоего пронзённого сердца Ты источил реки воды живой, пошли же нам Твоего Духа как начало нового творения. Ты низвёл с неба на апостолов дар Отца, пошли же Твоего Духа, да обновится всё человечество. Ты даровал апостолам власть прощать грехи, пошли же Твоего Духа для примирения и спасения мира. Ты обещал, что Святой Дух будет Учителем и Утешителем, даруй же нам премудрость Евангелия. Ты обещал послать Святого Духа для нашего укрепления в вере, соделай же нас в мире свидетелями Твоей любви.
Послание к Римлянам св. ап. Павла
(Рим 8:8-17)
Живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений