ВСТУПЛЕНИЕ
(Грегори Дж.Райан)
Лоренс Фримен — бенедиктинский монах, глава «Международного Общества Христианской Медитации». Он написал это руководство для современных людей, стремящихся прожить свою жизнь не поверхностно, но на глубинном уровне. Как монах, он нашел путь к этим глубинам в рамках Правила Св. Бенедикта. И, как учитель, он готов разделять этот путь с другими.
В отличие от других религиозных лидеров, Св.Бенедикт написал за свою жизнь только одно Правило, — он не создавал отдельных правил для мужчин, для женщин, для мирян. Он написал одно Правило, которым могут руководствоваться мужчины и женщины как в монастыре, так и за его стенами, — монахи, монахини, миряне.
Правило Бенедикта исключительно гибкое, позволяющее каждому монастырю найти свою собственную харизму. В данной работе о.Лоренс вспоминает своего друга и учителя, о.Джона Мейна OSB, который сделал традицию христианской медитации центром монашеской жизни созданной им созерцательной общины. Вплоть до самой своей смерти в 1982 г. Джон Мейн жил полноценной жизнью бенедиктинского монаха, обучая практике медитации всех желающих.
Джон Мейн был убежден, что наставление св.Павла о необходимости «молиться непрестанно» относилось не только к «специалистам» — цистерцианцам, бенедиктинцам или картузианцам, — но и вообще ко всем верующим. Из этого его убеждения произросло то, что он называл «Общиной любви» [1]. Сегодня медитативные группы и центры, следующие его учению, существуют по всему миру. Многие из людей, практикующих в них медитацию, стали облатами общины.
Это руководство содержит размышления о.Лоренса о традиции облатов, распознавании собственного призвания к бенедиктинской облатуре, процессе становления облатов и облатских обязанностях, формирующих общину.
МОНАШЕСТВО В МИРЕ
Традиция бенедиктинской облатуры сегодня
«Община облатов является исследованием целостной духовной формы жизни, адаптированным для мужчин и женщин нашего времени и проводимым в духе бенедиктинской традиции».
1. МОНАШЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Монашество — один из древнейших человеческих социальных институтов. Его существование свидетельствует о неугасимой жажде человеческой души пробудиться к познанию собственного источника. Первые христианские монахи появились на довольно раннем этапе развития Церкви как попытка возродить первичный опыт веры. Точкой отсчета стало отшельничество на Ближнем Востоке, пережившее свой расцвет в IV веке и потом распространившееся по всей Европе. Традиция пустынников, принесенная на запад Иоанном Кассианом, подверглась сильному влиянию Кельтской и Бенедиктинской формы монашества. Раннехристианское монашество опиралось на мирян, и его развитие контрастировало с клерикальной средой. Монахи того времени являли своей жизнью свободный дух поиска Бога через Христа, в уединении или в общине. В VI веке cв.Бенедикт, который не был священником, унаследовав большое разнообразие форм христианского монашества, создает «Правило для монастырей». В своем Правиле cв.Бенедикт упростил и синтезировал монашескую традицию, выработав особое видение жизни, которое стало источником вдохновения для христиан, ведущих самый различный образ жизни, и продолжает им являться по сей день.
2. ПРАВИЛО СВ.БЕНЕДИКТА
С юных лет Бенедикт начал свою монашескую жизнь, как отшельник. Впоследствии он стал духовным отцом множества монастырей, для которых он написал краткое «Правило», названное «небольшим правилом для начинающих». Впрочем, длина Правила превышает 9000 слов, главным образом касающихся практических подробностей общинной жизни. Но особый подход к этим нюансам позволил «Правилу» выйти за рамки своего времени и культурной обусловленности. Вот главный сущностный вопрос, который Правило ставит перед входящим в общину: «Действительно ли монах ищет Бога?» Обеты стабильности, послушания и преображения жизни дополняются дисциплиной внимательности и внутренней гармонии, целью котороя является приведение монаха к опыту божественной любви. Молитва является центром ежедневной жизни, создающим каркас, куда интегрированы два других базовых элемента: работа и Lectio Divina (Божественное Чтение, чтение Священного Писания). Дух «Правила» — это умеренность, толерантность, уважение, дисциплина и свобода любви, и это прежде всего не богословский трактат, — для этой цели Бенедикт рекомендует обратиться к наследию Кассиана и учителей раннего монашества. Но Бенедикт создал именно свидетельство истинно воплощенной, ежедневной монашеской духовной жизни, значимость которого универсальна и не ограничивается временными рамками.
3. ОБЛАТЫ
Первоначально слово «облаты» (от латинского «oblatus» — пожертвованный) означало детей, помещенных в монастырь их родителями. Достигая возраста совершеннолетия, они могли выбирать, оставаться ли им монахами в дальнейшем. Позже, когда монашеские институты формализировались под действием церковного закона, облаты стали постоянными членами общин, по разным причинам не приносящими официальных связывающих обетов. Со временем, термин «облаты» стал также включать и людей, которые жили за пределами монастыря, но имели с ним особые связи.
4. ДЖОН МЕЙН OSB
Джон Мейн основал новый тип бенедиктинской общины, основанной на «Правиле» и на практике медитации в духе пустыннической традиции. С самого начала он наделил равной ценностью духовные обязательства, практикуемые монахами и облатами. Облаты, в его представлении, не просто «привязаны» к монашеской семье; они абсолютно полноценные ее участники. Это представляет одновременно и возвращение к древней традиции, и новый важный этап в ее развитии.
Сегодняшняя община, сформировавшаяся вокруг практики медитации по всему миру, подтверждает веру Джона Мейна в то, что «созерцательный опыт творит общину». Медитация приводит нас к сути монашеской идентичности: простому поиску Бога. Затем она естественным образом пробуждает наше желание поделиться этим поиском с другими.
Конечно, не все медитаторы становятся облатами. «Международное Общество Христианской Медитации» , совместно с другими сообществами представляет одну из современных форм христианской созерцательной жизни. Джон Мейн верил, что медитация предлагает путь для всех людей в глубочайшую тайну веры, в мистерию христианского опыта. Его великим вкладом был «путь мантры», путь молитвенного слова: простая дисциплина, которая могла практиковаться ежедневно людьми какого угодно образа жизни. Для некоторых медитаторов монашеские корни традиции открывают особый контекст и видение для их пути.
5. ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ОБЛАТАМИ
Ежедневная практика медитации не означает, что человек должен стать облатом. Но почему некоторые медитаторы все же совершают такой выбор? Вероятно потому, что они чувствуют ценность выражения осязаемым, человеческим образом, того смысла общины, который они переживают вместе с остальными, ищущими Бога на этом пути. Для углубления нашей приверженности мы все нуждаемся в поддержке, поощрении, вдохновении и вызове, которые нам могут дать окружающие. Смысл традиции нуждается в том, чтобы стать реальным для живой общины, и бенедиктинская традиция достаточно широка и глубока для того, чтобы предложить свое гостеприимство большому спектру людей. Также причиной их выбора является понимание того, что в современной жизни может не хватать смысла, духовного фокуса и баланса. В бенедиктинском видении, развивавшемся на протяжении 1500 лет, они видят элементы здорового стиля жизни: баланса и гармонии тела, сознания и духа. Также здесь они могут найти особую среду исследования Священного Писания и духовного мышления, в рамках которой путь медитации становится естественным стимулом и источником радости.
Облатура интергирует две родственные формы монашеской жизни: уединение и общину. Основой этого видения становится молитва, которая находится в центре всего, — различные молитвенные формы, ведущие нас к «чистой молитве» простоты и единства, как этому учит пустынническая традиция. В этом видении обнаруживается освобождающий смысл духовной дисциплины, соответственной темпераменту и стилю жизни практикующего.
6. ОБЛАТСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ
Быть облатом — не просто юридическое соглашение. Правило Св.Бенедикта само по себе является документом высокой степени гибкости, который нуждается в интерпретациях, — и который уже был интерпретирован самым различным образом на протяжении истории своего существования. Точно также и жизнь облата не привязана к набору правил и предписаний. «Правило» скорее можно сравнить с измерительным прибором; это возможность увидеть прямое среди искривленного. Книга, в которой просто содержались бы жесткие правила, не соответствовала бы бенедиктинскому духу.
Три базовых обета Правила св.Бенедикта — это принципы жизни, к которой облат должен быть привержен сердцем и умом:
СТАБИЛЬНОСТЬ (Stabilitas): Это означает не только физическую стабильность, но и внутреннюю верность общине, к которой вы присоединяетесь. В свою очередь эта стабильность обретает смысл в приверженности более глубокой стабильности нашего внутреннего бытия, спокойствия и умиротворения сознания, всевозрастающей укорененности в Духе.
ПОСЛУШАНИЕ (Obedientia, от лат. obedire, ob+audire, «внимать, слушать»): Всем группам требуется определенная структура послушания, хотя это не обязательно должно быть нечто формальное. Св.Бенедикт подчеркивает важность взаимного послушания и поддержки. Но в своей сути послушание здесь является как бы духовным «ухом», постоянно настроеннным на Слово Божие, которое резонирует во всех людях и во всех ситуациях, и незамедлительно реагирующим на это Слово.
ОБРАЩЕНИЕ (Сonversatio Morum): Драматические опыты обращения могут обладать собственной ценностью, но их значение — это открытость к новой фазе жизни. Этот обет — это обязательство всегда быть пилигримом, живущим в беспрестанной трансформации собственного жизненного пути, его изменения к состоянию все более полной гармонии с принципами мира, терпимости, самоотверженного бескорыстия и мужества, позволяющего провозглашать правду там, где царит несправедливость.
Эти общие приниципы могут быть реализованы в жизни каждого отдельного человека тем или иным путем. Однако, есть ряд облатских обязанностей, наиболее подчеркивающих суть вышеизложенных принципов:
— Ежедневная двухразовая практика медитации в традиции о.Джона Мейна OSB.
— Совершение Литургии Часов, как утренней и вечерней молитвы – чтение Утрени и Вечерни по Бревиарию.
— Краткое ежедневное чтение Правила св.Бенедикта, размышление над ним.
— Ежедневная чтение Священного Писания, Lectio Divina.
— Определенная форма участия в жизни и работе сообщества, связанной с передачей христианской медитативной традиции.
7. СООБЩЕСТВО
Существует множество различных форм монашеской и общинной жизни. Сегодня «монах» — а это слово может быть еще одним наименованием «облата» — может вести уединенный образ жизни, жить в супружестве либо в группе с другими облатами. Все эти пути приемлемы в облатской общине. В наше время мы должны осознавать равным образом необходимость плюрализма форм и духа смелого экспериментирования, этих двух факторов, всегда обеспечивавших развитие древней традиции монашества.
Однако, основным элементом общины облатов являются локальные группы, (условно называемые на английском языке – «Cell», «келья»). Это слово, «Cell», глубоко укоренено в истории монашеской традиции, где оно изначально обозначало пещеру или келью монаха. В нашем случае оно используется для описания не только определенного места в пространстве но и присутствия. Поэтому подобные локальные группы возникают там, где хотя бы один отдельно живущий облат время от времени встречается с другими облатами. Также это может относиться к облатам, живущим вместе в одной общине. Люди в подобных группах могут регулярно встречаться, вместе медитировать, делиться Словом, обсуждать различные способы совместной работы в рамках сообщества.
Также для коммуникации облатов выпускается специальная международная газета «Via Vitae», проводятся разного рода события – ретриты, ежегодный «Семинар Джона Мейна», где облаты из разных стран могут встречаться.
8. ВСТУПЛЕНИЕ В СООБЩЕСТВО
Правило св.Бенедикта описывает вхождение в общину как процесс, в ходе которого необходимо распознать собственное призвание. Облатское сообщество не является каким-либо проявлением элитарности. Такой подход скорее связан с тем, что благо, приносимое вступлением, раскрывается в полной мере при наличии четкого осмысления своего призвания и тех причин, которые привели человека к этому решению.
Первым шагом в реализации интереса к сообществу может быть контакт с кем-либо из облатов, или с одной из региональных облатских групп. Затем следует период Постулации, открываемый простой церемонией. На протяжении этого периода, занимающего шесть месяцев, постулант может принимать участие во встречах облатов (они всегда открыты для каждого, кто проявляет к ним интерес) и в других событиях, проводимых сообществом. За это время постуланту необходимо развить в себе четкое понимание того, чем облатская община WCCM (со всей ее спецификой, связанной с медитативной традицией о. Джона Мейна) является, а чем нет. На этом этапе будет очень полезным чтение книги о.Джона Мейна «Сообщество любви», наряду с ознакомительным прочтением Правила св.Бенедикта.
Далее следует Новициат, начинающийся по возможности с краткой церемонии приветствия и молитвы о плодотворности этого шага. Срок новициата — один год, и при необходимости это время может быть продлено. В течении года новиций начинает изучать Правило, бенедиктинскую традицию, учение Джона Мейна и других учителей христианского созерцания. И хотя нельзя сказать, что чтение является главной целью всего формационного года, все же очень важно выделить время для этой работы. Суть формации заключается в углубленном понимании, источником которого становится ежедневная медитация и происходящее из ее покоя ощущение общности со всеми участниками общины, находящимися вблизи а также в других частях мира.
И наконец третий шаг – финальная Облация, совершающаяся в самом пиковом моменте этого духовного путешествия как погружение в общину, в живую традицию, воплощенную в ней. Следует отметить, что этот шаг не должен совершаться в поспешности, ему должен предшествовать период распознавания, — это может быть ретрит, посвященный размышлениям о бенедиктинских обетах и о их применении в реалиях своей собственной жизни.
9. ФОРМА ОБЛАЦИИ
Облат входит в общину, являющуюся частью «Международного Общества Христианской Медитации», духовно связанного с Орденом Св. Бенедикта через конгрегацию Оливетанцев (Congregazione Benedettina di Santa Maria di Monte Oliveto, «Бенедиктинская Конгрегация Пресвятой Марии с горы Оливето»).
Медитация — это путешествие к Центру, – нашому собственному Центру. К Центру, который есть Бог. Христианская медитация, таким образом, является духовным путешествием в недры этого Центра, которое мы совершаем, центрируясь в серце и уме Христа, идя путем тишины, простоты и покоя.
Становясь облатом общины, человек совершает восхождение, в котором центром его жизни и осознанности становится таинство Христа, таинство Бога. Это один из многих путей, на котором универсальное человеческое путешествие наполняется смыслом, фокусируется и обогащается, принося благо нам и нашим близким, в радости и мире.
о.Лоренс Фримен OSB
[1] – Джон Мейн так называл свою общину монахов и облатов, и также это название книги «Community of Love», посвященной облатам WCCM.

Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений