о.Циприан Консильо OSB Cam «Успение и великая космическая драма»

(Проповедь 15.08.2014 г., «Нью-Камальдоли»)

В празднике Успения присутствуют сразу три тематики, о которых я не устаю твердить, постоянно заостряя на них внимание, настолько, что возможно кому-то это уже даже могло надоесть. К лучшему или к худшему, но сегодня, в контексте Успения, мы снова вспомним о каждой из этих трех тем.

Во-первых, мы можем многое узнать о том, что Церковь хочет нам сообщить через празднование Торжества, внимательно изучая чтения, молитвы, антифоны Литургии. Так, мы придем к намного более глубокому пониманию чем, если бы мы воспринимали только ту часть Торжества, которая лежит на самой поверхности. Я выбрал в качестве основы этой проповеди чтения, которые традиция Церкви включила в мессу навечерия. Первое чтение взято из первой книги Паралипоменон (1 Пар 15: 3-4, 15-16; 16: 1-2), где мы встречаемся с изумительным образом Ковчега Завета: «И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, чтобы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил. И созвал Давид сыновей Аароновых и левитов. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах. И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования. И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид, и вознесли Богу всесожжения и мирные жертвы. Когда Давид окончил всесожжения и приношение мирных жертв, то благословил народ именем Господа.» Помню, однажды я, беседуя с моим другом раввином, подробно объяснял ему смысл и значение образа Ковчега Завета, как одного из символов Богоматери. Второе чтение (1 Кор 15:54-57) не говорит нам ничего о Деве Марии – в нем св. Павел рассказывает нам о смерти: он говорит, что смерть поглощена победой. «Когда тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» И самым удивительным является выбор евангельского чтения для мессы Успения (Лк 11:27-28), в нем Иисус говорит: блаженна не только моя мать, но и каждый, кто слушает слово Божье и его исполняет! «Когда Иисус говорил народу, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.» Это не умаляет Марии, но возвышает нас и бросает нам серьезный вызов. И теперь оглядываясь назад, мы понимаем, что тоже призваны быть Ковчегами Завета. Слово, посеянное в наших сердцах, призывает нас быть ковчегами и участвовать в победе Иисуса и Марии над смертью.

Такова первая тематика Успения, и она ведет нас дальше – ко второй тематике, которую следует разжевывать до тех пор, пока она не впитается в наше окаменевшее сердце. Важно понять, что все это касается не только Иисуса или Марии, но обещано и нам самим. Подтверждением этому являются молитвы праздника: «Боже, Ты, призрев на смирение Пресвятой Девы Марии, ниспослал Ей благодать стать по плоти Матерью Единородного Своего Сына, а ныне увенчал Её наивысшей славой; Её молитвами удостой нас, спасённых тайной искупления, приобщиться к небесной славе.» (Вступительная молитва навечерия) В коллекте дневной мессы мы молимся о том, чтобы «всегда помышляя о вышнем, мы удостоились стать общниками Её славы». И наконец, в молитве после причащения мы молимся: «Господи, мы причастились спасительного Таинства; молим Тебя, заступничеством Блаженной Девы Марии, вознесённой на небо, сподобь и нас войти во славу воскресения». Все это должно напоминать нам о призвании к участию в славе.

И, наконец, третья тема: величайшая тайна отношений между Богом и материальной реальностью включает в себя тайну нашего тела и тайну смерти. Я провел много времени размышляя о тех идеях о.Беды Гриффитса, которые он вынес из своего знакомства с классической философией индийской йоги – о том, что плоть, наши тела могут участвовать в том преображении, которое обещано нам на духовном пути. Мы знаем, что плоть подвержена тлению, что она возвращается в землю. Это то, что в среднем видят люди, живя и продолжая ценить свое тело. Но мы делаем шаг вперед и верим в воскресение плоти! Отец Беда говорил об этом следующим образом: «Материя и сознание в нас – т.е. наше тело и душа – развиваются и движутся в направлении Божьей жизни и Божьего сознания. Следовательно материя и сознание не уничтожаются, но исполняются каким-то чудесным образом.» Это завершение, telos (греч. конец цель) христианской жизни обещано нам самим Писанием. Мы верим в это, и это то, что уже произошло в Воскресении Иисуса. Его тело преобразилось в духовное тело, в сосуд божественной жизни, более не ограниченный пространством и временем. Соприкасаясь с этим Телом, причащаясь Тела Христа в сакраментальной жизни Церкви, мы обретаем внутри себя семя жизни Бога. Именно по этой причине св. Павел в Послании к Римлянам (Рим 8:23) говорит: «мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Это «стенание» является частью мучительного труда всей природы, которая стремится к свободе от рабства тления и жаждет получить славу и свободу детей Божьих. Отец Беда Гриффитс называл этот процесс «космической драмой». Церковь преподносит нам образ великой битвы в Книге Откровения Иоанна, чтение из которой также является частью богослужения Успения (Откр 11:19; 12:1-6, 10): женщина, одетая в солнце побеждает дракона. «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его. И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд.» Великая космическая драма поистине преображает природу, материю и тело чтобы, по словам о. Беды, «все это стало внешней формой Духа Божьего, тела Господа». Великий враг, дракон заключает в себе смерть и распад. Спасительное преображение нашей телесной природы уже разворачивается в нас. Отец Беда говорит, что для многих из нас этот процесс останется незавершенным, так как в течении жизни «наша материя не входит в полное единство с Духом, и смерть возвращает незавершенную плоть в землю». Но в Теле Иисуса мы видим полное преображение Духом, и, как следствие – Воскресение и Вознесение.

Тело Девы Марии, как утверждается Церковью, были преображены таким же образом! Именно это является суть нашего празднования Успения (взятия на небо) Пресвятой Девы Марии. Церковь ведет нас к вере в то, что это судьба и наша, и всего творения – в конце времен Бог станет всем во всем. Итак, преображение Марии, свидетелями которого мы сегодня являемся и которое празднуем, является частью великой космической драмы возвращения всего творения к Богу. И вся наша жизнь и наша смерть тоже являются частью этой великой космической драмы материи и творения, увлекаемых Духом Божьим.

Также как Бог стал всем во всем в Иисусе, всем во всем в Марии, пусть станет Он и всем во всем и в нас и во всем творении.

«Молим Тебя, Господи, заступничеством Блаженной Девы Марии, вознесённой на небо, сподобь и нас войти во славу воскресения. Через Христа, Господа нашего.» (Молитва после причащения мессы Успения)

 

Перевод: Альберт Захаров

Фото: Икона Успения, Даниил Мовчан

При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru