Пасхальные размышления
«Пришла она ко гробу, когда было еще темно…»
(Ин 20: 1-9)
В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно.
В последние годы важность Марии Магдалины, как одного из учеников Иисуса, была пересмотрена. Вполне понятно, как ее близость к Иисусу могла стать проблемой для многих мужчин. Ее роль была приуменьшена отождествлением с покаявшейся блудницей, хотя нет никаких оснований считать, что эти два персонажа являются одним и тем же человеком. Несмотря на это, в сегодняшнем евангельском чтении она обладает весьма высоким положением, несмотря на то, что не является, к примеру, кардиналом. Она первая приходит к пустой гробнице, становясь затем апостолом апостолов. Если Воскресение должно было вывернуть мир наизнанку и разоблачить царящую в нем ложную систему ценностей, уместно, чтобы именно женщина, маргинал в обществе той эпохи, первой сказала: «Я видела Господа». Когда Мария подходит к гробнице, еще совсем темно. Где же другие ученики? Наверное, все еще спят? Распознавание и постижение Воскресения начинается именно здесь, но оно еще далеко от завершения. Нам также нужно время, чтобы увидеть. Когда начинает рассветать, мы все еще окружены темнотой.
Она видит, что камень отвален от гроба.
Тяжелый камень, загораживающий вход в гробницу, символизирует преграду, отделяющую мертвых от живых, а также защищающую их друг от друга. В нас самих тоже есть множество блоков и разделений, которые мы не в силах преодолеть.
Она бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
Мария рассказала другим ученикам то, что знала в тот момент, и не более того. Нечто огромное должно вот-вот явиться, но это не должно – и пока не может – быть выражено словами, пока внешнее свидетельство не будет подтверждено внутренним опытом. Это знание, рожденное из нового измерения нас самих, должно пройти долгий путь, прежде чем оно родится понастоящему.
Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
Петр, лидер двенадцати апостолов, и Иоанн, ученик, наиболее близкий к Иисусу на простом человеческом уровне. Мы не знаем, как именно они выполняли свои роли, но то, что эти роли естественны для всякой общины, делает историю еще более убедительной. Обе роли идут рука об руку, работая в истории сообща. Иоанн бежит быстрее – потому что он моложе или потому, что он заряжен более сильной любовью?
И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
Упоминание одежд обращается к более поздним заявлениям о том, что тело унесли. То, что Иоанн позволил Петру войти первым, возможно, свидетельствует об уважении к его положению. Даже в самые важные моменты жизни в нас не перестают действовать сиюминутные впечатления и незначительные заботы.
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
Иоанн сначала поверил, но все еще не до конца понимал, во что он верил. Как и все мы. Свет новой зари усиливается.
Двое мужчин уходят. Мария остается у гроба в слезах и становится первой, кто встречает, видит и, прежде всего, узнает воскресшего Иисуса. Осталась одной в своем горе, в темноте, она приносит свет другим.
Скажем же вместе: «Господь воскрес! Воистину воскрес! Аллилуиа!»
Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!
Рассылка новостей
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений