Пепельная среда — суббота после Пепельной среды
Суббота после Пепельной среды
«Иисус увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию.» (Лк 5:27-32)
В сегодняшнем Евангелии Иисуса критикуют за то, что Он окружает себя неуважаемыми людьми, «грешниками». Он отвечает, что не здоровые нуждаются во враче, но больные.
Мы неосознанно избирательны в том, на ком или на чем мы сосредотачивем свое внимание, или за кем мы следуем. И столь часто мы становимся жертвами тайных манипуляций привлекательности, успеха или одобрения. Нас тянет к тем, кто, как нам кажется, обладает всеми этими качествами; мы греемся в лучах их славы даже когда завидуем им. Таков путь, которым движется мир. На церемонии вручения «Оскара» внимание уделяется лишь тем, чье имя было в «волшебном конверте», — тем, кто стоял в свете софитов.
Возможно, неуловимый секрет счастья находится в том измерении реальности, где нет гламура и где человеческая слабость и смертность не подлежат сокрытию. Именно этому измерению отдает предпочтение Иисус, именно в нем Он присутствует. (Ведь мы по сути присутствуем там, где находится фокус нашего внимания). Мы должны уделять внимание Его примеру и подражать Ему — в наших малых делах.
Его самые влиятельные последователи обнаружили это тайное измерение земного и обыденного. Сегодня праздник покровительницы бенедиктинских Облатов (Св. Франческа Римская). Облаты — это миряне, не принимающие монашеских обетов, но живущие в духе Правила Св.Бенедикта, — в послушании, стабильности и обращении в повседневной жизни. Такие же облаты сегодня являются частью Международного Общества Христианской Медитации, — например, они помогают во французском центре общины в Бонневю. Правило Св. Бенедикта как таковое — не путь славы и успеха, но путь, на котором наши двери восприятия постепенно открываются и проясняются, все сильнее показывая нам сияющее присутствие в каждом элементе и моменте реальности. Оно основано не на чьей-то личной героической святости, но на вкладе, который совершает и принимает каждый в этой духовной семье. Такие общины питает не идеология, но взаимное послушание и сострадание к слабостям друг друга, — как говорил Св. Бенедикт, «к слабостям тела или души». В отличие от краткого блеска славы, этот путь стабилен и открывает нам все новые и новые измерения реальности — «бесконечные сокровища Христа» в наиболее неожиданных и удивительных местах. Мы теряем кратковременный блеск, но достигаем истинной славы божественного измерения.
Жан Ванье обрел этот путь среди людей с умственными отклонениями, Мать Тереза — среди бездомных. Франческа Римская происходила из привилегированного и знатного рода, и именно в этой среде она вступила в брак и воспитывала детей. Но она превратила свои дома в больницы для обездоленных и использовала свои обширные ресурсы для помощи оставленным. И когда она стала свободной от семейных обязательств, то основала новый тип духовного сообщества, чтобы применить и разделить с другими те же качества заботы и сострадания в созерцательной жизни молитвы и медитации.
Тайна, кажется, заключается в том, чтобы не искать, куда указывают прожекторы внимания других, но видеть реальность, освященную чистым светом нашего собственного внимания. Наш ежедневный ритм медитации помогает усилить, подобно привычке, нашу способность фокусировать внимание там, где оно должно быть, и видеть то, что есть на самом деле. Привычку к подобному вниманию мы зовем мудростью.
Пятница после Пепельной среды
Когда Иисус прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. (Мф 9: 14-15)
Сегодня Иисус говорит, что есть время поститься и время не поститься. В Кане в Галилее, где был совершен первый чудесный «знак» на свадебном застолье, которое Он посещал со своей семьей и друзьями, Он, конечно же, не постился. Думаю, Иисус хорошо провел время на этой свадьбе. Но Великий пост — это время для того, чтобы поститься — как в использовании технологий, так и в еде и питье. И это время мы также можем очень хорошо провести. Иисус, проповедуя, путешествовал по долинам и горам своей родной земли, но Он также регулярно проводил время в одиночестве, в уединенных местах, часто молясь всю ночь. Есть много разных аспектов блага, которые нужно уважать и учитывать, чтобы наша жизнь была цельной, а наша земля — святой.
Условно можно сказать, что мы живем в трех измерениях пространства и в четырех измерениях времени. Это разные способы существования и познания мира. Мы должны обращаться ко всем из них, если хотим хорошо провести время — провести время глубоко, широко и длительно. Стресс или депрессия являются признаками того, что время и пространство не были согласованы в нас. Во время своего сорокадневного поста в пустыне, которой предшествовал Его публичной деятельности, Иисус, должно быть, четко осознавал божественное измерение реальности. Наверное, это не лучший термин, потому что он предполагает, что Божественное — это просто одно из измерений реальности, а не сама реальность, которая содержит в себе все остальные измерения и заполняет их собой. Попробуем назвать это духовным измерением, и мы сразу увидим, как мы теряем с этим связь из-за гиперактивности четырехмерного мира, в котором, как нам кажется, мы живем.
В нашей узкой привязанности к материальному миру и науке духовное измерение отодвинуто на обочину или вообще исключено. Тем не менее, сама наука — когда она согласуется с созерцательными принципами внимательности и самоотверженности — показывает нам, что существует больше измерений реальности, чем мы себе можем представить. Теория струн в современной физике говорит о том, что есть, по крайней мере, десять измерений, с помощью которых мы можем «измерить» реальность (кажется, там их предлагается до 26). Если так, то где же они? Физики говорят, что они так же реальны, как и «большая четверка», с которой мы знакомы; но они описывают их как «свернувшиеся калачиком» за грань видимого нами поля. Это можно сравнить с тем, как мы видим провода между телефонными столбами. Издали они выглядят одномерно, как одна линия. Но вблизи мы видим, что они круглые и трехмерные. Играя роль поэта-провидца, Уильям Блейк напоминает нам: если бы двери восприятия были очищены, все Человек бы увидел все таким, каким оно есть, Бесконечным. Но Человек закрылся и стал все видеть через узкие щели своей пещеры.
Цель взвешенных духовных упражнений во время Великого поста состоит не в том, чтобы вызвать измененные состояния сознания, а в том, чтобы мы начали видеть больше — и яснее. Наша ежедневная дисциплина во время Великого поста подобна весенней уборке. Мы не пытаемся увидеть нечто, что, по нашему мнению, находится за пределами нашего «здесь» где-то еще. Мы стремимся увидеть «Все, что существует здесь». С такой точки зрения духовное измерение можно рассматривать как то измерение, в котором узнаваемы сразу все измерения реальности. Это измерение целостности и интеграции: Путь, Тайна за пределами имени, Бог. Именно в этом измерении содержится исцеление, вытекающее из целостности и преодолевающее разделение, восстанавливающее ущерб, нанесенный конфликтом, проникшим в наш собственный микрокосм и весь макрокосмос.
Это не означает, что мы должны быть в состоянии назвать и понять все измерения, но мы можем «увидеть» их, используя расширенную силу нашего очищенного восприятия. Для тех из нас, кто находится сейчас в Северном полушарии, это чистая радость и чувство откровения от того, что нашел урожай крокусов под зимним, совершенно голым деревом.
Четверг после Пепельной среды
Иисус сказал ученикам Своим, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе? (Лк 9: 22-25)
В сегодняшнем Евангелии Иисус призывает нас, как Он призвал рыбаков у Галилейского моря, следовать за ним с помощью самоотречения. Он мудро не уточняет, как именно это делать. Каждый из нас должен сам для себя решить: I) должен ли я вслушиваться в этот призыв? II) это обращение закрепляется во мне или проходит мимо меня? III) как я могу «потерять свою жизнь», чтобы я мог ее исполнить, осуществить? И, наконец, заключительный вопрос Иисуса приводит человека каждого поколения к еще одному вопросу: IV) стоит ли приобретать весь мир ценой разрушения своего истинного «я»? Пост предназначен для того, чтобы выслушать эти вопросы настолько внимательно, чтобы нам уже больше не пришлось искать на них ответ: сама сила внимания сделает ответ очевидным. Конечно, в каждый из дней нашей жизни этот ответ будет выглядеть по-разному. И дело не в том, что истина как-то меняется – просто каждый новый день открывает для нас новое обличье одной и той же истины.
С этой точки зрения наша жизнь на протяжении следующих сорока дней сама по себе станет паломничеством по святой земле. Находясь в Израиле, я все время размышлял о том, насколько крохотно это место, лишенное нефти и природных ресурсов и обладающее такими огромными претензиями. Здесь есть самое низкое место на земле — Мертвое море. И во время своего сорокадневного поста в иудейской пустыне Иисус был поднят на вершину Иерусалимского храма, чтобы увидеть оттуда все царства земли и быть ими искушенным. У трех религий, которые пытаются сосуществовать друг с другом, переживая свои внутренние конфликты, есть истории и мифы, которые до сих пор определяют глобальную политику. Здесь каждая деталь имеет особый смысл для жизни и смерти. Каждая галька и капля воды претендует на значимость, и они действительно значимы.
Когда мы действительно присутствуем здесь и сейчас, делая землю святой, прикасаясь к ней здесь и сейчас, а не в наших фантазиях или идеологиях, происходит нечто удивительное. Мы видим, как все, даже самое малое и незначительное, связано со всем остальным через все измерения реальности. Неизмеримо малое и неизмеримо великое пребывают в уважительном согласии друг с другом. Конечно, существует объективная иерархия – одни вещи требуют большего внимания, чем другие, – но исчезает силовая игра, больше нет угнетения малых и уязвимых со стороны великих и могущественных. Это и есть созерцательное видение реальности. Если бы достаточное количество людей в мире смогло хотя бы на миг увидеть реальность таким образом, мир начал бы мгновенно меняться без малейшего применения силы.
Во время Великого поста, когда мы пытаемся гармонизировать себя — внутренне и внешне, умственно, эмоционально и физически — мы должны ежедневно стараться наблюдать за своей ролью в структурах власти, на работе, в семье и в общественном пространстве. Гармония с самим собой ведет к целостности и, следовательно, к душевному покою. Но истинным следствием этого является целостность в масштабах мира, в котором мы живем и работаем – в политике, бизнесе, образовании, медицине, науке. Слова пророка Исайи предупреждают нас, чтобы мы не позволяли нашей духовности становиться эгоцентричной. Если вы можете избежать этого (что трудно в наш век духовного материализма и ложных представлений о целостности), само качество ваших действий изменится. Не угнетайте своих подчиненных и тех, кто беден. Вместо этого разбивайте несправедливые оковы и освобождайте угнетенных, поделитесь своим хлебом с голодными и приютите бездомных. Стройте мосты, а не стены.
И тогда вы почувствуете, как эти наставления Господа принесут вам облегчение на пути через пустыню. Помните, что во время Великого поста мы сосредоточены на микрокосме нашей жизни, чтобы лучше понять макрокосмос – все окружающее нас бытие. Слова сегодняшнего фрагмента Евангелия правдивы, и лучшим доказательством этого является наш собственный опыт, в котором мы видим повседневность как «святую землю». Если каждый вечер, после медитации, мы уделим немного времени, чтобы изучить, каким был прошедший день, мы будем удивлены найденным нами смыслом. Бесконечно удивительно, как самоотречение возвращает нас к самим себе и к нашему месту во всеобщей полноте вещей.
Пепельная среда
Иисус сказал ученикам Своим: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф 6: 1-6, 16-18)
Недавно я вернулся из паломничества на Святую Землю. Я отправился в это путешествие вместе с группой паломников, ведущих созерцательный образ жизни. Все эти люди приехали из разных стран, каждому из них был близок свой особый способ выражения веры. Но всех участников паломнической группы объединяла Святая Земля и, еще в большей степени – общая основа человеческого бытия, к которой все мы прикасались в безмолвии ежедневной медитации.
Израиль является маленькой и контрастной страной с очень разнообразным ландшафтом – пустыня, зеленые холмы, виноградники, горы. Эта контрастность проявляется также в религиозных и политических взглядах. Израиль был местом ожесточенных споров с самой зари истории. Находясь там, я чувствовал, что если эти конфликты когда-нибудь действительно разрешатся, то разделенный на части город Иерусалим – где царь Давид построил храм, Иисус умер на кресте и воскрес, а Мухаммед, согласно вере мусульман, вознесся на небеса – мгновенно стал бы небесным Иерусалимом, описанным в Книге Откровения. Мы верим, что в этом преображенном месте не будет никакой необходимости в храмах или религиозной деятельности, потому что Бог там будет «всем во всем». «Мир Иерусалима» станет началом мира во всем мире, и превращение мечей в орала, как предполагал пророк Исаия, однажды действительно произойдет. До тех пор каждый из нас выбирает, стремиться ли нам к миру или усиливать вражду, разделения и насилие.
Выбор в пользу мира мы можем обновить в нашей повседневной практике Великого поста. Мы совершаем этот выбор, чтобы быть людьми мира не на глобальном, а на личном уровне, не с помощью поверхностных жестов, а с помощью внутренней работы. Как учит нас Иисус, эта работа должна быть скромной и тайной, чтобы наше эго имело поменьше поводов в нее входить. Все, что мы делаем в качестве великопостной практики, является признаком синергии (сотрудничества) между внутренним и внешним измерением реальности. Лично и коллективно мы являемся микрокосмом. Каковы мы, таким будет и мир, в котором мы живем. Будьте спокойны сами, и вы создадите покой вокруг себя. Во время поста вы можете отказаться от алкоголя или конфет, просмотра сериалов Netflix, сплетен или проверки сообщений на вашем смартфоне перед утренней медитацией и молитвой. Вы можете сделать два периода медитации неотъемлемой частью вашего дня или добавить дополнительную короткую медитацию в полдень. Можете прочитать фрагмент Евангелия, который будет помещен в верхней части каждого из этих ежедневных размышлений, или выбрать какую-то книгу в качестве спутника в пустыне следующих сорока дней. Настойчивость и последовательность творят чудеса, преображая состояние нашего ума и приводя к гармонии внутреннее и внешнее. И поскольку мы не совершенны, мы не являемся машинами, настойчивость помогает нам начать все снова, когда мы терпим неудачу.
Такие постные практики могут постепенно стать источником мира и радости, если мы будем верны им. Это и есть те простые и бесплатные удовольствия жизни, которые одновременно не обременительны и не скучны. Эти практики и сам пост напоминают нам о ценностях, которые часто преуменьшаются или высмеиваются в нашей современной культуре – умеренность, сдержанность, повторение, уважительное принятие наших естественных границ. Эти элементы универсальной и общечеловеческой созерцательной мудрости, о которых упоминается еще в древнекитайском трактате Дао Дэ Цзин, как о простоте, терпении и сострадании, – это наши величайшие сокровища. Будучи простыми в действиях и мыслях, вы возвращаетесь к самому Источнику Бытия. Будучи терпеливыми, как с друзьями, так и с врагами, вы входите в согласие с путем жизни. Испытывая сострадание, в том числе и к себе, вы примиряете весь мир.
Оставьте что-нибудь на время поста и сделайте что-нибудь дополнительное. В этом заключается сама суть тех полезных упражнений, которые мы называем «аскезой» на религиозном языке. Плоды Великого поста не проявятся, если вы попытаетесь навязать их себе силой или просто начнете о них размышлять. Они зацветают, цветут и нежно опадают, удивляя и восхищая нас. Пост — это замечательное время. Я надеюсь, что эти ежедневные размышления помогут вам насладиться этим временем.
Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!
Рассылка новостей
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений