Пепельная среда — суббота после Пепельной среды
Суббота после Пепельной среды
Пепел, которым мы посыпаем наши головы в Пепельную среду, по традиции образуется в результате сжигания ветвей прошлогоднего Вербного воскресенья. Одни и те же люди размахивали пальмами на улицах Иерусалима, приветствуя торжественное вход в город Иисуса. Через день они же кричали «распни его». Все непостоянно. Сжигание ветвей подобно сжиганию воспоминаний. Европейским странам все еще сложно отказаться от своих империи. Позор империализма мешает им принимать детей колонизированных народов как часть своей семьи. Индивидуальные воспоминания тоже крепко удерживают нас. Борьба с эго одинаково сложна и у человека, и у целой нации.
Но жизнь позволяет нам отставить прошлое и начать все с чистого листа. Пусть в этот раз все будет проще, скромнее и добрее. Нам нужно новое отношение к новой жизни – повседневные малые добрые дела, свобода от жажды протекционизма, господства и эксплуатации. Выбор есть всегда: стать Царством Божьим, быть принятым в царствование Бога, измениться. Новый шанс бесконечно доступен: Бог не такой, как мы, но Он хочет, чтобы мы стали такими, как Он.
Пепел является символом того, что все былое сожжено. Это последний видимый знак прошлого. В конце концов, ученые-космологи говорят нам, что жизнь Вселенной так и закончится. Грядущий апокалипсис. Костер суеты сегодняшнего мира.
У нас просто нет другого выхода, кроме как постепенно учиться принимать свою смертность – смертность всех наших привязанностей, грандиозных проектов, планов и фантазий. Та же жертва холокоста принесена тому единственному, что реально – настоящему моменту. Так же и в медитации – жертвенное пламя повторения мантры. Всякая потеря болезненна, но не насильственна. Это преображение великой любовью, которая не имеет привязанностей, ни за что не держится. Смерть эго ужасна, но она тоньше и нежнее нашего ее страха. Все зависит от того, как долго мы будем сопротивляться этому процессу. Святой Франциск прославлял эту преображающую смерть: «Хвала Тебе, мой Господь, через нашу Сестру Телесную Смерть, от которой не может спастись ни один живой человек».
Наш рот полон пепла. Скоро язык ощутить сладость Слова Божьего. Проглоченный яд становится лекарством. Медитация возвращает нас на землю. Бог сказал Адаму: «Ты прах и обратишься в прах». Истина о непостоянстве, о которой мы всегда забываем. Она похожа на особый пункт программы встречи, который никто не собирался обсуждать, но который в итоге оказался главным. Пепельная среда готовит к Страстной пятнице. Страх сгорает в огне любви.
Пост – время радостной скорби – утраты и исцеления, восстановления истинного здоровья. Мы избавляемся от поддельных лекарств, ложных утешений. Мы сталкиваемся с совершенно голой реальностью, лишенной украшений. Мы открываем непостижимую красоту, сокровище в глиняных сосудах. Святой Грааль. Секрет алхимика. Драгоценная жемчужина. Возвращение блудного сына. Нерожденная вечная жизнь, которая бессмертна. Вечное рождение, поглощающее смерть.
Нечего бояться. Не бойтесь ничего.
Иисус говорил, что мы не должны печалиться, и наше лицо должно сиять, потому что нет повода для печали. Дайте праху развеяться. Произнесите ваше слово, вашу мантру, как влюбленные.
Пятница после Пепельной среды
Во вторник состоялся уже второй из наших ежемесячных семинаров по вопросам здоровья в Бонневю, проводимых доктором Барри Уайтом. Семинар вызвал большой интерес благодаря глубокому и целостному пониманию того, что же такое здоровье, — и, в первую очередь, благодаря актуальности темы: ведь сегодня огромное количество людей крайне обеспокоены
своим физическим и психическим благополучием во время пандемии. Доктор Уайт помещает медитацию в центр своей модели здоровья, объединяющей самые разные аспекты нашей жизни, о которых он собирается говорить в последующих беседах (к примеру, сон, физические упражнения, диета и боль).
Барри развивал свои идеи на эти темы в течение многих лет. Сегодня мы можем пользоваться плодами его трудов. Мысли большинства людей о каком-либо предмете словно перепрыгивают с ветки на ветку, при этом оставаясь на том же самом уровне. Но доктор Уайт последовательно идет глубже, показывая корневую систему, которая поддерживает все древо познания. Особенно меня впечатлила его идея, основанная на мнении Джона Мейна: чтобы преодолеть наши ограничения, нам придется сначала их принять. Барри считает, что этот принцип относится и к нашему личному здоровью. Иногда мы должны просто смириться с недостатками своего тела, ума или характера и даже с нашей смертностью. Тем не менее, таинственным образом это принятие открывает новые источники и способы исцеления, а с ним также приходит уникальное личное понимание значения страдания.
Лучший путь к узнаванию подобных вещей — это наш собственный опыт, позволяющий нам усвоить эти знания и никогда больше их не забывать. И в этом нам могут помочь не только какие-то драматические события, но даже мелкие неприятности, например, проблемы с интернет-подключением, которые постоянно преследуют меня во время наших онлайн-встреч. Причем всякий раз Wi-Fi, казалось бы, вполне функционировал, но стоило мне заговорить, как на экране появлялось зловещее предупреждение: «Межсетевое соединение нестабильно», — словно сообщение, возникшее из темной дыры в центре Облака. Конечно, я всегда надеялся на лучшее, однако мое соединение неизбежно прерывалось, мои слова угасали в безмолвном эфире, и мне вновь приходилось ждать восстановления связи. Конечно, я не настолько внутренне нестабилен, чтобы в раздражении сбросить ноутбук на пол, но после десятого прерывания связи крайне трудно найти в себе четвертый Плод Святого Духа — долготерпение. К тому времени я понял, что мне ничего не остается, как только принять эти ограничения, кто бы ни нес за них ответственность. И вскоре я осознал, что для улучшения качества связи мне просто нужно совершить выбор между аудио и видео — и я полагаю, что сделал правильный выбор, чтобы меня было слышно, а не видно. Борьба с разочарованием и нетерпением на время закончилась.
Один молодой человек как-то сказал мне, что очень долго искал ответ на свое собственное «почему?», но именно медитация научила его жить со своими неудачами, чтобы найти этот ответ. И он был уверен, что рано или позно найдет ответ, но не так, как он себе это представлял.
Мы рискуем потратить время Великого поста зря, если будем воспринимать его лишь как способ усерднее стараться, тренировать силу воли и лучше понимать наши личные «почему». Созерцательно прожитый Великий пост требует от нас — точно также, как и то понимание здоровья, которое мы изучаем на семинарах, — регулярной созерцательной практики, помещенной в центр нашей жизни. Именно это делает нас способными к обучению. Мы узнаем, что борьба с нашими ограничениями с помощью эго лишь усиливает наше эго. Но принятие этих ограничений с истинной любовью к себе превращает их в мост, ведущий за пределы эго. Так наши ограничения становятся нашими друзьями за гранью любых будущих недопониманий.
Четверг после Пепельной среды
Итак, пепел — позади, теперь перейдем к действию. Для чего мы совершаем Великопостные практики, отказываясь от чего-либо или внося нечто новое в свою жизнь? Мы делаем это, чтобы стать более осознанными, более внимательными к тому, чем и как мы живем. Осознание смертности, как я сказал вчера, помогает обострить наше чувство жизненной силы. Хочу процитировать строки Т.С. Элиота* о том, как мы живем и дышим прошлым, — и это не просто ностальгия:
Пепел на рукаве старика —
Пепел розового лепестка.
Пыль, поднявшаяся столбом,
Выдает разрушенный дом.
Итак, прошлое всегда присутствует в настоящем, и когда мы ассимилируем его, мы можем перестать его бояться. Как-то я узнал, что мы в буквальном смысле состоим из звездной пыли, и что все атомы и элементы в нашем теле происходят от бесчисленных поколений звезд за последние 4,5 миллиарда лет.
Прошлое постоянно меняется по мере того, как мы сознательно сливаемся с ним. Этого требуют от нас разные этапы нашей жизни, чтобы мы научились в большей степени присутствовать в настоящем.
Сейчас я нахожусь на острове Бер Айленд. Возможно, мое отшельничество там длится не так долго, как следовало бы, но оно, тем не менее, ежедневно учит и благословляет меня, указывая на присутствие всех вещей в настоящем моменте. Погода, внутренняя и внешняя, как всегда изменчива, но образует некий орнамент на ткани реальности, и в этом орнаменте мы можем обнаружить вплетенную в него нить истины, словно золотую жилу в каменной породе. После нескольких бурных атлантических дней вернулись прекрасная безмятежность и покой. Вчера я снова рискнул выйти на улицу. Казалось, что все вокруг вновь осознает собственную красоту, которая счастлива возвратиться во все прочие уголки мира, с которыми столь же тесно связана. Я был благодарен за то, что также являюсь частью всего этого.
Поразительно, как слаженно действует природа, и как каждая ее часть позволяет всему остальному быть тем, чем оно является, и делать свое дело по-своему, не мешая ничему вокруг. А летучие мыши — которые, впрочем, не являются моим любимым проявлением божественного — прошивают своим полетом вечер. Когда я возвращался обратно, идя вдоль дороги, они кружили вокруг меня, но я был уверен, что они не интересуют мной или моей кровью. Ведь весь мир — это община.
А птички-малиновки — храбрые и дерзкие создания. Она из них сидела на ветке и распевала свою песню, сияя алой грудкой. Средняя продолжительность жизни этих птиц составляет 13 месяцев, но может достигать и 19 лет. Как правило, их поведение является агрессивно-территориальным, — именно поэтому они поют так громко. Но я уверен, что ему просто нравилось издавать столь свободный и радостный звук. В конце концов, все мы созданы для того, чтобы получать удовольствие от своей работы.
Часть человеческого труда состоит в том, чтобы обдумывать значение этой красоты. Мы не можем этого объяснить, но мы можем видеть Логос в каждой части, равно как и в целом. Слово, создавшее все, присутствует во всем. Мы видим во всем именно его уникальность и взаимосвязанность, порядок, форму и гармонию. Это именно его рациональность и абсолютная необъяснимая божественная красота.
Это может быть хорошим деянием для Великого поста: созерцать врожденную красоту и гармонию вещей, сокращая количество суждений о них.
* Т. С. Элиот, Четыре квартета
Пепельная среда
Между 1347 и 1350 годами четверть населения Европы вымерла в результате одной из самых страшных вспышек чумы. Для путешественников был введен 40-дневный карантин. Врачи стали носить кожаные защитные костюмы. Появились странные шарлатанские медикаменты. Зараженным людям воспрещалось покидать свои дома. Ответственность за происходящее возлагалась на Бога, карающего людей за грехи. Поскольку не так-то просто поквитаться с Богом, козлами отпущения чаще всего становились евреи (это наиболее популярная теория заговора в истории). Больницы были переполнены. Экономика рухнула. Группы кающихся и самобичевателей устраивали процессии на городских улицах, пели литании, чтобы отвести гнев Божий. А также и затем, чтобы утешить друг друга, потому что, когда мы страдаем или сталкиваемся с человеческой смертностью, мы боимся одиночества и внутреннего хаоса, которые обнаруживаем внутри. Привычный порядок вещей нарушен, и нас переполняет страх, ставящий под сомнение все, что мы знаем.
Почему пепел? Это древний символ, напоминающий нам о смертной человеческой природе. «Ты прах, и в прах возвратишься». Адам (а это имя означает «земля») услышал, как Бог произнес эти слова после того, как его глаза открылись из-за проявленного им непослушания, и он впервые почувствовал стыд за свою наготу. Охваченный страданиями Иов покрыл себя пеплом. Посыпать голову пеплом сегодня подобно некой симпатической магии или гомеопатии, когда мы используем крошечные частицы растений, чтобы ускорить выздоровление. Любое исцеление по сути является самоисцелением — но часто необходима помощь извне. («Иди, вера твоя исцелила тебя», — говорит Иисус тому, кого Он исцелил). Пепел становится знаком принятия нашей смертности. Как ни странно, это заставляет нас чувствовать себя лучше, потому что мы больше ее не отрицаем. Если мы способны принять, что являемся прахом, то нам становится лучше, — ведь именно тогда мы видим, что мы нечто большее, чем прах.
Почему это именно среда? Наверное потому, что это середина недели. И, возможно, потому, что начинается отсчет 40 дней до Пасхи. Намного более важный вопрос, как я воспользуюсь этим периодом года? Смогу ли я понять, что жизнь — это духовное путешествие? Ведь не существует какой-то отдельной «духовной жизни» внутри моего существования, для которой мы должны были бы выделять отдельное место. Вся наша жизнь — это путь. И если это так, то как я проведу Великий пост в этом году?
Начнем хотя бы с того, что посыпем лоб пеплом, чтобы напомнить себе, что мы смертны, но и о чем-то большем. Этот обряд покажет нам, что мы в этом едины. Даже во время пандемии (жестокой, но не такой ужасной, как в XIV веке), во время карантина, мы можем взращивать в себе чувство общности. Вместо того, чтобы присоединяться к процессии самобичевания, медитируйте онлайн как минимум раз в неделю вместе с другими людьми. Вместо того, чтобы носить вретище и посыпать себя пеплом, произносите ваше слово, вашу мантру, с более глубоким вниманием и верностью. Это более созерцательный подход к ситуации, в которой мы находимся.
Загляните на наш обновленный англоязычный вебсайт wccm.org – там вы сможете освежить в памяти все, что касается основ медитации. На странице How to Meditate (https://wccm.org/meditate/how-to-meditate/) есть таймер, короткое анимационное видео, знакомящее с медитацией, и два бесплатных курса.
Я с нетерпением жду возможности отправиться с вами в путешествие Великого поста. Написание этих размышлений – моя великопостная практика, которая, я надеюсь, окажется для вас полезной.
Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!
Рассылка новостей
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений