о.Бруно Барнхарт OSB Cam «Пустыня и Крещение»

Пустыня

Иудейская пустыня, в которой крестил Иоанн, встречает нас в самом начале евангельского повествования апостола Марка. Первое слово Евангелия от Марка, «архэ» [1], отсылает нас к рассказу о начале всего творения, к первой главе Книги Бытия. Хаос Творения (Быт 1:2) [2] соответствует пустыне Исхода из Египта, в котором осуществилось рождение Израиля, и пустыня Марка связана со всеми этими образами.

Мк 1:1-6

Библейская пустыня имеет также и массу других ассоциаций. Иисус, подобно Израилю, был подвергнут испытанию в пустыне, и затем он вернулся в нее для общения с Отцом. Пустыня стала местом для всех божественных манифестаций, эпифаний: чудо насыщения Иисусом народа или Его Преображение.


Крещение Иисуса и христианская инициация

Пустыня является местом того начала, которое мы подразумеваем под духовным посвящение – Крещением, евангельским Новым Творением. Ранние христиане называли Крещение Просветлением (греч. photismos, англ. illumination), ассоциируя его с творением света «в начале» Бытия. Крещение Иисуса Иоанном в пустыне напоминает нам о духовном посвящении Моисея у Неопалимой Купины, горящего куста, где он познал что Бог — «Аз есмь сущий». Детали рассказа Марка обращают наше внимание к Аврааму и Исааку, его «возлюбленному сыну» и к опыту разверстых небес, пережитому Иаковом в Вефиле: когда он пережил видение лестницы восхождения и нисхождения ангелов, когда обрел осознание «дома Бога» (ивр. Бейт-Эль) и «врат небесных» (Быт 28:17). Все основные события, рассказы и сцены из Торы объединяются в миге инициации Иисуса, устремляются к этой центральной точке, в которой происходит встреча неба и земли, прошлого и будущего.

Мк 1:7-11, Быт 1:1, Быт 22:2, Быт 28:10-22, Исх 3:1-17

Все евангельское повествование Марка следует читать в свете события Иисусового Крещения, и это вполне объяснимо тем, что Евангелие от Марка было написано с учетом того, что в раннехристианской церкви оно должно было читаться от начала до конца на Литургии навечерия Пасхи, сосредоточенной на крещении катехуменов.

Мк 16:1-8

В своем изначальном виде Евангелие от Марка имеет странный разочаровывающий итог. Женщины, испугавшись, уйдут и ничего не скажут о том, что они видели в гробнице, где был положен Иисус! Женское безмолвие, мрак пустой гробницы, странное явление юноши в белых одеждах — все внезапно наполняется светом, когда мы понимаем, что окончание истории Марка предназначено для того, чтобы соответствовать его началу, и что кульминация его Евангелия (озаглавленного фразой — «начало благой вести») является зарей божественного света в миге Крещения – то есть кульминацией сияющей благой вести в каждом из нас. Юноша в белых одеждах есть ни кто иной, как новокрещенный, только вышедший из купели. И крещение Иисуса в Иордане неразрывно связано с Его смертью и воскресением (вспомните Авраама и Исаака, отправляющихся к горе жертвоприношения) и с крещением нас самих.

Наконец апостол Павел провозглашает, что пустой гроб Иисуса есть купель крещения. Это место нового рождения!

Рим 6:3-6

Соответствие Иисусового крещения и нашего, и следствие этой связи – наша крещальная тождественность с Иисусом – составляют основной принцип для нашего разумного (подразумеваемого латинским термином sapientia), мудрого понимания Нового Завета. Речь идет о понимании участника Евангелия. Согласно мысли Павла, то, что нам необходимо понять, – это то, что нам дано, или то, чем мы стали в Иисусе Христе.

В самом центре Евангелия от Марка мы находим Преображение Иисуса – событие, разворачивающееся на горе Фавор, в присутствии трех учеников. В дальнейшем этот рассказ должен будет пролить свет на суть нашего участия в Событии Христа [3], разворачивающегося на протяжении всего евангельского повествования.

Мк 9:2-10

Исходящие из облака слова, белые одежды Иисуса напоминают о словах с небес, прозвучавших во время Его крещения и о юноше в белых одеждах в гробнице. Оба момента опять-таки обращены к нашему собственному крещению. Преображение Иисуса, предвосхищающее Его Воскресение, является не только манифестацией Его божественной человечности, но также и нашей. Обожение, дивинизация – это само сердце События Христа. По словам Отцов Церкви [4], Он облекся в то, чем являемся мы, – в человечность, – для того, чтобы мы облеклись в то, чем является Он, – в божественность.

У Петра было желание остаться на горе Преображения, построив там три палатки. Но нет, ему пришлось спуститься вместе со всеми участниками события. В чем смысл слов Иисуса – «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9)? Нисхождение, на котором теперь настаивает Иисус, относится к самому Кресту: спуск из троичного видения (трех точек креста) обратно на землю, к человечеству, к смерти, пока оно, «четвертое» (основание креста) не взойдет к Иисусу через Его смерть и Воскресение.

Евангелие от Иоанна и Евангелие от Марка отличаются друг от друга так же, как рассвет отличается от сумерек, но все же они оба тесно взаимосвязаны. Они оба с самого начала прочно сосредоточены в событии Крещения – понимающегося одновременно как крещение Иисусово и наше. Пролог Иоаннового Евангелия – текст текстов для христианской мистической теологии – открывается нам на уровне совершенно новой глубины и полноты, когда мы читаем его в свете всего вышесказанного. Необычное присутствие Иоанна Крестителя в этом квази-музыкальном тексте указывают в сторону интерпретаций, связанных с Крещением.

Ин 1:1-18

В качестве центра пролога мы можем рассматривать стих 12, где речь идет о крещении. Затем во второй половине текста, с 13го по 18й стих (за исключением 15го) могут быть прочитаны, как отсылка к внутреннему опыту крещения. Иисус есть «Слово» и полнота откровения, но он также «свет», озарение которым происходит в крещальном посвящении, ведущем к познанию библейского откровения. Эта «слава Единородного от Отца» (Ин 1:14) принадлежит не только Иисусу, но и тем, «которые приняли Его, верующим во имя Его» (Ин 1:12). Эта слава принадлежит всем нам.

Нам принадлежит полнота, благодать и истина – не только лишь истина закона, которую апостол Павел видел бесплодной, но именно та истина, которая одно с Духом Святым, которая сообщает нам Святого Духа. И Павел рассматривает событие Крещения как движение от закона к Духу, от рабства к свободе, от детской опеки к самостоятельности зрелого возраста, от разделенности к единению.

Глагол «было», относящийся к Слову в стихах 1 и 2, и с которым Иоанн Креститель обращается к Иисусу в стихе 15 («был прежде меня») связан с прилагательным «сущий» из стиха 18. Здесь в прологе, в контексте Крещения происходит связь Имени Божьего («Я есмь Сущий» Исх 3:14, греч. «Ego Eimi» в Септуагинте, Ис 41:4) с Иисусом, который неоднократно заявлял о Себе «Я есмь» на протяжении всего Евангелия от Иоанна. Имя – в контексте всего того смыслового диапазона, который придает этому понятию библейская традиция – передается тем, кто крестится во имя Иисуса Христа (Ин 17:6, 11, 26).

Пролог Евангелия от Иоанна содержит в себе суть всего Иоаннового повествования, сжатую до восемнадцати стихов: тайна обожения скрыта в крещении.

Иоанн Креститель говорил об Иисусе как о Том, Кто будет крестить не только водой, но Духом Святым. В своем первом послании Иоанн уверяет крещеных в том, что они обладают совершенной полнотой знания (1 Ин 2:20). «Помазание» — слово, которое обязательно несет в себе резонанс Крещения – это то же, «что вы слышали от начала» (1 Ин 2:24). Евангелие и христианское посвящение – одна единая реальность, разворачивающаяся в недрах верующего. Христианская духовная трансформация является единонаправленным опытом, укорененным в пробуждении к жизни новой личности.

1 Ин 2:20-27

Крещальное событие имеет ключевое значение для того, кто познает и исследует Евангелие, в его свете необходимо рассматривать весь Новый Завет. Познание Тайны сокрыто в помазании.

 

[1] Архэ (греч. ἀρχή) — начало, принцип; см. Мк 1:1; Ин 1:1; 1 Ин 1:1.

[2] Tohu wa-bohu (ивр. תֹ֙הוּ֙ וָבֹ֔הוּ) — примордиальные воды творения, бездна, хаос (Быт 1:2).

[3] «Событие Христа» — термин современного богословия, обозначающий прорыв не только в горизонтальном направлении исторического движения, но также и в вертикальном. «Во время истории входит Вневременный, и на это раз — «собственной персоной». Возникает не просто единократный («исторический») контакт времени мира и Божией вневременности, но некая «постоянная связка», «коммуникационный канал». Течение горизонтального исторического времени продолжается, но теперь ему сопутствует вертикаль, «перпендикуляр», не отрицающий горизонтального измерения как такового.» (А. Кырлежев «Эсхатологическое измерение христианства»)

[4] «Бог стал человеком, чтобы человек смог стать Богом» (Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Максим Исповедник).

 

о.Бруно Барнхарт OSB Cam – священник и монах камальдолийской конгрегация ордена св. Бенедикта, аббатства «Нью Камальдоли» (Биг-Сюр, Калифорния, США www.contemplation.com). Один из руководителей бенедиктинской организации «Фонд Беды Гриффитса», занимающейся сохранением наследия о.Беды. Редактор международного новостного бюллетеня «Золотая Стрела», выпускаемого Фондом уже несколько десятилетий.

Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!

Перевод: Мария Захарова, Альберт Захаров

 

Рассылка новостей 
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений