20.05.2020

(о.Джон Мейн OSB | о. Беда Гриффитс OSB | Св. Григорий Нисский| Евангелие от Иоанна)

Еженедельные чтения для медитативных сессий

о. Джон Мейн OSB «Монастырь без стен: духовные письма» 

(Письмо 4 «Полнота открытости и жизни»)

Путь медитации ведет нас к полноте человеческой природы, к полноте жизни, и призвание к этому состоянию полноты охватывает всех нас без исключения. Медитируя, мы стремимся оставаться в центре реальности, вглядываясь в «medio» (лат. — середина) и осознавая, что это центр не нас, но Бога. В медитации мы вступаем в живой поток веры, наделяющей смыслом ту традицию, что сформировала нас. Мы входим в состояние веры, в котором мы непосредственно и личностно встречаемся с присутствием живого Христа в нас, узнавая Его за гранью языка и мышления. Мы узнаем Его, несмотря на то, что Он «за гранью знания». Это не знание о Боге, как об объекте, ведь Бог не может быть познан таким образом. Об этой истине христианская традиция говорила, начиная со св. Иринея Лионского, по словам которого «без Бога не познаешь Бога». Только Бог может знать Бога. Все мы призваны участвовать в Божьем самопознании, и это призвание может быть реализовано в нашем единстве с Иисусом. Такое знание – не просто интеллектуальное осмысление Божьего величия, абсолютности или сострадания. Самопознание Бога это любовь, и любовь – это Троица. Это основная сила и прообраз всего творения. Бог есть любовь, учит нас апостол Иоанн. И мы призваны Любовью к любви.

 

о. Беда Гриффитс OSB «Возвращение к Центру» 

(Фрагмент лекции, прочитанная в Австралии, в 1992 г.)

По словам святого Павла человек состоит из тела, души и Духа — soma, psyche и pneuma. Мы должны помнить об этом, потому что сегодня многие думают, что человек имеет только тело и душу, и кроме души в нём ничего нет. У человека есть тело – им занимается медицина. Далее, есть psyche, душа — ум, воля, воображение, чувства, ощущения. Эта человеческая психика для многих людей является пределом того, что существует. Помимо тела и души, существует pneuma, Дух. В каждом человеке, за пределами тела и души, за пределами мыслей и желаний, есть Точка Духа, в которой вы открываетесь Вечному Духу, Самому Богу. Эта точка Духа находится за пределами нашего разума. Это центр нашей психики — точка, где вы не ограничены обычными человеческими чувствами, мыслями и желаниями, а открыты Вечному. Это точка, через которую Бог действует в вас, когда вы открыты. Центр «вашей души» — это ваше эго. Мы воспитаны на идее именно этого центра, и все проблемы мира исходят из этого «Я», отделённого от всего остального. Мы все ищем свой путь, боремся с другими людьми и вызываем множество проблем. До тех пор, пока вы не выйдете за пределы «вашей души», за пределы эго, вашего разделённого «Я», у вас не будет никакого духовного знания. Но когда вы преодолеете ваше эго, ваши душевные ограничения, вы откроетесь Духу. Тогда вы будете открыты для Вечного, Бесконечного и для всего человечества. Это истинная цель нашей жизни.

Как христианин, я всегда помню о том, что Иисус в своей земной жизни был как мы: у Него было тело и душа со всеми человеческими ограничениями. Но Дух Иисуса был полностью открыт Богу, Отцу. Он чётко говорит, что Сын не может делать ничего, кроме того, чему научился от Отца: «У Меня нет никакой власти. Всё исходит от Отца». Иисус являет нам себя, как полноценного человека, который в Точке Духа полностью открыт Богу и может сказать: «Я в Отце и Отец во Мне. Кто видит Меня, видит Отца». Центром каждого христианина является Иисус Христос. У нас есть Его Тело — Слово стало Плотью. Иисус Христос — Бог в материи, в жизни, в теле. Он заключает в Себе весь материальный мир. Иисус, Его учение, Его любовь, Его сострадание, становятся центром всей нашей психологической жизни. Иисус всегда живет в Духе, в общении с Отцом. Его чудеса и учение исходят из этого внутреннего Центра, из точки Духа. В Нём и через Него, в наших телах и душах мы можем открыться Божественному Присутствию, которое всегда здесь и сейчас. Если мы сможем это осознать, то мы сможем изменить мир.

 

Св. Григорий Нисский «Великое огласительное слово»

В том, что Бог облекся в наше естество, нет ничего странного и безумного. Найдется ли кто-нибудь столь безрассудный, чтобы не поверить, созерцая мир, что Бог есть все; что Он облекся во Вселенную и в одно и то же время содержит ее в Себе и пребывает в ней? Все сущее зависит от Сущего, и ничто не может быть, не обладая бытием в лоне Сущего. Если же все в Нем и Он во всем, должны ли мы сомневаться в том, что Бог однажды родился как человек — Он, и сегодня живущий в человеке? Как тогда, так и теперь Он равным образом присутствует в нас. Сегодня Он смешан с нами так, чтобы поддерживать бытие сотворенного мира. Тогда же Он воссоединился с нашим существом, чтобы обожить его своим прикосновением после того, как вырвал его у смерти. Его воскресение стало для смертных началом возвращения к бессмертной жизни.

 

Евангелие от Иоанна

(Ин 15:1-8)

Иисус сказал ученикам Своим: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками.

 

break

Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.

Рассылка новостей 
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений

Составление чтений:  Альберт Захаров Obl OSB