Созерцательный Крестный Путь с учителями христианской медитации

Крестная дорога – один из молитвенно-созерцательных путей к встрече с личностью Иисуса, чье присутствие касается нашей человеческой обыденности, и одновременно выходит за грань всех категорий нашего мышления, всех горизонтов восприятия. Созерцая крестный путь Иисуса мы входим в Его присутствие в наших сердцах, и вместе с Ним совершаем таинственное путешествие по ту сторону страха, смерти и боли. Вместе с зазвучавшим в нашей жизни Словом Бога мы движемся к Его Источнику – к безмолвию и тишине Отца. Любое слово и любой звук происходят из безмолвия и тишины, в которой они вечно присутствуют как потенциальная возможность. Созерцая крестный путь Иисуса, мы открываем тут глубину и основу человеческой жизни, на уровне которой рождение, смерть и воскресение Слова Божьего разворачиваются в масштабах личности каждого из нас. Если в более традиционном подходе к молитве крестного пути мы физически перемещаемся от стояния к стоянию, то в созерцательном подходе молчаливой медитации мы перемещаемся шаг за шагом от поверхности (тьмы внешней) нашего восприятия к глубине (сердцу) – и так, именно вниманием глубин сердца мы переживаем путь Иисуса от Гефсиманского сада к Кресту, и дальше, к Источнику Света, к Отцу.

Редакция wccm.ru

«Отче наш…»

Молитвы в начале и конце стояния:

Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. … Пострадавший за нас Иисус Христос, помилуй нас.

Вступительная молитва:

«Небесный Отец, открой наши сердца для безмолвного присутствия Духа Твоего Сына. Веди нас к таинственной тишине, в которой Твоя любовь открывается всем, кто взывает: Маранафа, гряди, Господь Иисус!»

(о.Джон Мейн OSB)

Стояние I: Иисус приговорен к смерти.

«Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. […] Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.»

(Евангелие от Иоанна 18:37-38, 19:14-16)

«Иисус – Царь царей, ибо он победил величайшего врага человечества, врага, которого не смог бы одолеть никто иной – врага, которого мы боимся настолько сильно, что даже не думаем о нем. Этот враг – смерть. Одолев смерть, Иисус проложил путь к новой жизни. Выбирая существование вместо жизни, мы подчиняемся смерти. Но благодаря Христу больше нет причины совершать этот выбор.»

(о.Лоренс Фримен OSB «Внутренний свет»)

«Он совершил то, чего человек сам совершить не может — он преобразился в абсолютный дар. […] Крест — конечный пункт эволюции человеческого сознания, тех рамок, что обуславливают человеческую форму бытия. Благодаря совершенной и полной самоотдаче Иисуса Крест становится универсальным путем освобождения всего человечества, ведущим к Божьей реальности.»

(о.Джон Мейн OSB «Ежедневные чтения»)

Стояние II: Иисус принимает свой крест.

«Одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. […] Неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа.»

(Евангелие от Марка 15:17-20; Евангелие от Иоанна 19:17)

«Иисус отрекся от власти в абсолютной нищете креста – от власти над своими друзьями точно так же, как и от власти над своими врагами. Делая так, Он провозгласил власть Бога, как любовь Отца. Он открыл нам, что любовь не является чем-то исключительным, она присутствует всегда и везде как основа бытия. Результатом этого отречения […] стала окончательная манифестация Божьей силы в человеке, который воскрес, в человеке, в полной мере наделенном силой Бога. Такова природа любви. Через отречение от власти над другими она приводит нас к единству с ними. Сам Бог не только испытал сострадание к положению человека, но и отождествился с ним, став человеком во Христе.»

(о.Лоренс Фримен OSB «Внутренний свет»)

«Безумие Креста является мудростью Бога. Хотя дух Иисуса и был во время принятия Креста ничем не смущен, важно то, что Крест внешне стал опытом окончательной неудачи, поражения и смерти. «Окончательность» Креста превращается в реальность вечной осмысленности. […] Недвижимость Креста, став внимающим взглядом веры ведет нас к прозрению о том, что нерушимый дух не только побеждает смерть, но, более того, через эту смерть он прославляется и благодаря ей достигает исполнения.»

(о.Джон Мейн OSB «Ежедневные чтения»)

Стояние III: Иисус падает в первый раз под тяжестью креста.

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.»

(Книга пророка Исаии 53:4-6)

«Безмолвие Креста порождает самый существенный вопрос в сердце каждого человека — каким образом конечность и слабость человека — Иисуса — прорвалась ко всеобщему, ничем не ограниченному присутствию и силе? […] Иисус, обладая человеческой природой и человеческим сознанием, является нашим путем к Отцу; ибо свое человеческое сознание мы можем открыть Его сознанию. В том-то и чудо и совершенство христианского откровения, что Иисус есть Путь, и Путь единственный. Он есть всеобщий Искупитель, всё и вся Освящающий, ибо Его человеческое сознание сполна открыто Отцу в любви. Когда в своей безмолвной молитве, в сосредоточении медитации мы открываем Ему наше человеческое сознание, мы идём еще дальше – к Отцу. Мы проникаем туда силой Его самопревосходящей любви.»

(о.Джон Мейн OSB «Ежедневные чтения», «Жажда глубины и смысла»)

«Если Бог является моим центром и пределом меня самого, мне необходимо принимать Его волю, зная, что в ней пребывает вся полнота моего бытия, даже не смотря на ее малопонятность для меня в данный момент. Как нам распознать Волю Бога? Как отличить ее от своей воли? Как знать, когда нам противостоять течению и препятствиям, а когда взять и принять возникшую боль и горечь, понимая, что «такова сейчас воля Бога для нас»? Ответ стоит искать в Иисусе, говорящем «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6:38) и в то же время молящемся в Гефсиманском саду «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!» (Лк 22:42). Воля Бога, приготовленная для нас это то, что остается незыблемым в тех ситуациях, где мы неустанно молясь, изо всех сил старались что-то изменить.»

(с. Джоан Читтистер OSB «Комментарии к Правилу св.Бенедикта»)

Стояние IV: Иисус встречает свою Мать

«…благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. […] Иисус сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.»

(Евангелие от Луки 2:34-35, 49, 51)

«Иисус – Слово, исходящее из творческого безмолвия Отца, Слово, содержащее в себе всю полноту смысла и сил, Мария же подобна слову, звучащему как эхо высшего Логоса. Мария – слово, растущее из Слова… Каждый христианин призван дать в себе родиться Иисусу – также, как Он телесно был зачат и рос в Марии, не в меньшей степени реально Он был зачат силой Духа, и теперь возрастает в каждом открытом человеческом сердце, в силе любви. И каждому христианину необходимо обрести то состояние, что в Евангелии называется чистотой сердца, и что исходит из открытости и простоты Марии – той ее основы, в которой она всегда обращена к Иисусу… Пережитые ею радость и страдания дали ей в глубинах духа познать бесконечность Божьей благости и сострадания. Источником безмолвной глубины духовного восприятия Марии, ее стойкости в вере перед лицом тяжелейших эмоциональных переживаний является тот факт, что центр ее сознания – не она сама, но Иисус.»

(о.Джон Мейн OSB «Община любви»)

«Не существует окончательных ответов, и стремление к Богу — к тому Всему, что нам нужно на самом деле — никогда не может быть удовлетворено полностью. Мы не можем равноценно ответить на дар. Вот почему смирение есть мудрость… Мария боролась и отстаивала свою точку зрения, в меру своего понимания — так призван действовать всякий любящий родитель, каждый любящий человек. Но ее окончательное решение, «да будет мне по слову Твоему», было одновременно поражением и победой, коллапсом и прорывом, смертью и началом нового рождения за гранью зацикленности смерти и рождения.»

(о.Лоренс Фримен OSB «Великопостные размышления», 2013 г.)

Стояние V: Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест.

«Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.»

(Евангелие от Матфея 16:24-25)

«Из перспективы Христа всеобщим центром является Крест и Воскресение. И этот центр позволяет нам особым образом смотреть на поражение. […] Воскресение показывает нам, что Крест также некогда был «поражением», но напоминает, что жизнь без поражений не полна. Недостаточно показать этот факт только лишь в теологической перспективе или допустить его на бумаге, в ходе дискуссии. Если такое видение имеет спасительный смысл, нам следует войти в него лично. И только так — через личностное участие — наше собственное видение очистится и расширится. […] В нашем обычном, несовершенном, смертном сознании мы открываемся живущему в нас сознанию Иисуса. Перекрестье нашего сознания с Его сознанием высекает искру момента любви, делая очевидностью то, что Его любовь существует не только в мгновения молитвы, но воплощена в нас постоянно.»

(о.Лоренс Фримен OSB «Внутренний свет»)

«Если мы считаем себя центром вселенной, мы никогда не увидим ни ситуацию, ни человека, ни самих себя такими, какие мы на самом деле. Ведь мы конечно же не являемся центром вселенной. В центре пребывает Господь. Медитация помогает нам сделать этот шаг – от эгоцентризма к Бого-центризму. В результате мы обретаем своё место в мире. Мы узнаем, где нам следует находиться. Мы познаём все свои взаимосвязи в их истинном порядке: взаимосвязь друг с другом, взаимосвязь со всем творением и взаимосвязь с самим Богом.»

(о.Джон Мейн OSB «Жажда глубины и смысла»)

Стояние VI: Вероника отирает божественный лик Иисуса.

«Сердце мое говорит от Тебя: ищите лица Моего; и я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. […] Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.»

(Псалтирь 26:8-9; Книга пророка Исаии 53:2-3)

«Наш ответ на призвание к святости – это наш ответ Иисусу, наша открытость Ему и способность видеть Его во всем и во всех… Увидев Его, мы станем Ему подобны, так как начнем видеть Его таким, каким Он есть… Заповедь «возлюбите друг друга» является самой сутью духовного учения Иисуса, которое он передал своим ученикам, потому что всякая любовь творит, освобождает и освящает. Всякая любовь обожествляет и открывает ту истинную идентичность, в которой каждый из нас является иконой Бога, возлюбленной и созданной по Его образу и подобию. «

(о.Лоренс Фримен OSB «Внутренний свет»)

«В третьей главе Евангелия от Иоанна Иисус рассказывает свой мидраш (толкование) на фрагмент из книги Чисел: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин 3:14). Иисус входит в смерть, грех, становится змеем! Вы должны посмотреть на то, что порабощает вас, должны остаться с болью… Единственным путем исцеления для израильтян было созерцание медного змея — только взгляд на то, что их сразило, мог их спасти… Аскетическая жизнь в первую очередь требует от нас следующего: если вы собираетесь добиться какого-либо духовного прогресса, вам непременно нужно остаться с болью, посмотреть ей в лицо.»

(о.Циприан Консильо OSB Cam «Триумф Креста: оставаяcь с болью»)

Стояние VII: Иисус падает второй раз под тяжестью креста.

«Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. Каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои. Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом.»

(Книга Плач Иеремии 3:1-2,9,16)

«Нищета духа является основным общечеловеческим опытом. Образ «нищеты» указывает на состояние, в котором мы достигаем низшего предела, дна нашего существования, где мы лишены всякой собственности, находясь в полной зависимости от Творца… Когда мы касаемся этой границы существования, а Крест и есть — прикосновение к этой границе, она внезапно отдаляется, чудесным образом расширяя наше бытие.»

(о.Лоренс Фримен OSB «Внутренний свет»)

«Первородный грех есть ни что иное, как падение в двойственность. Изначально человеческое существо было сотворено для бытия в единстве тела, души и духа, и это единство подразумевало полную открытость Богу. Падение человечества — это падение из духа в психику, в душу — то есть в область эго, изолированной самости. Вместо непрестанной открытости Богу в духе, мы низвержены в наше собственное эго, где нас удерживает страх и одно единственное стремление — бороться за самих себя. Христос пришёл освободить нас от оков дуализма.»

(о.Беда Гриффитс OSB «Медитация и Новое Творение во Христе»)

Стояние VIII: Иисус встречает плачущих женщин.

«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших.»

(Евангелие от Луки 23, 27-28)

«Мы противимся пути. Мы противостоим силе, влекущей нас по нему, так как знаем, что это путешествие приведет к смерти какую-то часть нас. Но если мы постараемся проявить хотя бы немного открытости и преданности, тогда сила, влекущая нас, станет ощущаться мощнее, нежели наше сопротивление… Видеть Бога – означает смотреть на Него взглядом, которым Он видит нас, тем самым взглядом, которым Он сам видит Себя… Если медитация ведет нас к тому, чтобы мы узрели Христа во всех и во всем, это происходит потому, что она учит нас жить, отвергнувшись себя… Она учит нас той живой правде, сокрытой в учении Иисуса, что мы должны умереть и отречься от себя.»

(о.Лоренс Фримен OSB «Внутренний свет»)

«Все мы знаем, что Бог – наш Создатель. Мы знаем, что Иисус – наш Спаситель. Также мы знаем, что Иисус послал Своего Духа, чтобы Он жил в нас, и у нас есть определенное представление о нашем вечном предназначении. Но великой слабостью многих христиан является то, что, хотя они знают эти истины на уровне теологической теории, истины эти на самом деле не живут в их сердцах… Одно дело знать, что Иисус есть Откровение Отца, что Иисус есть наш путь к Отцу, но совершенно иное – пережить опыт присутствия Иисуса в нас, опыт истинной силы Его Духа в нас и, в этом опыте, оказаться в присутствии моего и вашего Отца.»

(о.Джон Мейн OSB «Слово в безмолвии»)

Стояние IX: Иисус падает в третий раз под крестом.

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.»

(Послание к Филиппийцам 2:6-8)

«Cилы, дикие животные, которых укротил Иисус в пустыне после Крещения кроются в непоколебимой воле нашего эго. Они могут принять любую форму – вкрадчивую или откровенно жестокую – которая будет соотвествовать их цели служить препятствием в одиночестве и тишине пустыни нашего сердца. Но потом, когда они будут встречены и преодолены, они станут ангельскими силами, выражающими присущую нашей природе благость. Эго нельзя победить силой, на это способна исключительно стойкая любовь.»

(о.Лоренс Фримен OSB «Великопостные размышления», 2012 г.)

«Медитативная практика обнажает глубочайшие раны, имеющиеся в нашей собственной природе, заставляя нас встретиться лицом к лицу со всеми теми страданиями, что переживает человечество от начала времён. И тут в нас зарождается сострадание… Такова христианская тайна — в Иисусе, в явлении Христа преображается та же материя, которая двадцать миллиардов лет назад внезапно появилась в результате Большого Взрыва. В Иисусе божественное сознание полностью овладевает материей, и она обожается. Вся материальная вселенная тотально охватывается сознанием, приходя в единство с Богом, оказываясь в Боге.»

(о.Беда Гриффитс OSB «Медитация и Новое Творение во Христе», «Новое видение реальности»)

Стояние X: Иисуса обнажают.

«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. «

(Евангелие от Луки 23:34-35)

«Одиночество, страх — но в сердцевине всего этого любовь, которая, становясь переживанием, поддерживает Его, и позволяет любить даже всех тех, кого Он в данный не знает поименно… Он страдает, ощущая, как рвется Его связь с красотой мира. Иисус переживает разлучение с теми, с кем Он имел дружеское общение, с людьми, с которыми Он разделял присутствие на этой прекрасной земле, бывшей их общим домом. Он познал смерть в той же степени, что и всякий человек. Она должна была быть им принята, и Он предался ей… В кульминационном моменте это страшной и одинокой смерти мы видим, — в Его переживании — нечто не препятствует этой смерти, пронизывая ее светом. Иисуса распяли нагим. В Воскресении одежда больше не важна…»

(о.Лоренс Фримен OSB «Великопостные размышления», 2013 г.)

«Мы печалимся, кричим, взываем к небесам в своих муках – но все же остаемся с болью до тех пор, пока не достигнем точки принятия. И только начиная с этой точки мы можем начать двигаться вперед. Делая первый шаг, мы должны принять самих себя как то, чем мы являемся. И затем, по словам автора трактата «Облако неведения», мы «преподносим свою слепую и нагую сущность настолько же нагой сущности Бога». И здесь мы встречаем смерть, смерть наших иллюзий, которая обязательно должна произойти до нашего рождения в Реальности.»

(о.Циприан Консильо OSB Cam «Триумф Креста: оставаяcь с болью»)

Стояние XI: Иисуса распинают на Кресте.

«Распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. […] Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын..»

(Евангелие от Иоанна 19:18-19; Евангелие от Матфея 27:39-43)

«В каких внутренних глубинах добра и любви нашел Он силы встретить своих угнетателей со всепрощением и принять то, что случилось, с невозмутимостью души, превращая причиненное Ему зло во благо для других? «Только Бог благ», — сказал Он однажды некоему молодому человеку, ищущему жизни вечной, но по-прежнему зависящему от своего имущества… Это началось в тот самый исторический момент, две тысячи лет назад, и длится до сих пор, продолжая накапливать свою силу. В этот день новое сознание вошло в мир людей, начиная подрывать самые корни тьмы в человеческой душе, — тьмы, которая позволяла нам поступать друг с другом так бесчеловечно, забыв, кто мы на самом деле, и что колодец божественного существования имеет источник в каждом из нас. Кто же являет себя в Его отклике на глубочайшие формы человеческих страданий? Кто так далек от нас, и в то же время так ко всем близок?»

(о.Лоренс Фримен OSB «Великопостные размышления», 2012 г.)

«Иисус сокрушил преграду, разделённость, свойственную нашей природе. По словам апостола Павла, Христос «разрушил стоявшую посреди преграду», примирив нас в одном теле на Кресте (Еф 2:14-16)… Все мы являемся органически связанным единством, одним целым. Мы члены этого Единого Человека, павшего и разделённого, раздираемого во все стороны конфликтами и путаницей. И всё человечество было восставлено Иисусом»

(о.Беда Гриффитс OSB «Медитация и Новое Творение во Христе»)

Стояние XII: Христос умирает на кресте.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. […] Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой.»

(Евангелие от Иоанна 15:12-13; Евангелие от Луки 23:44-46)

«Все это было абстолютно реально, здесь было разрушено все, что Он знал и чем был… Мерцающий свет жизни угас, и вместо него засиял совсем иной свет, с иной силой и из иного источника. Любовь, которая была Им познана в глубинах самого себя, в течении этой жизни, оказалась невероятно реальной, намного более реальной чем смерть. Мы знаем об этом — в момент предельной утраты Он предал всего себя в любви Тому, Кто у Него эту жизнь забирал. Он отдал, простил, и прощая привел ветхую смерть в новый свет. Что это за свет?»

(о.Лоренс Фримен OSB «Великопостные размышления», 2013 г.)

«В Иерусалимском храме была стена, преграждавшая путь любому язычнику… Иисус сломил разделяющую стену, открыв путь в Храм для всего человечества. Но мы снова и снова возводим подобные стены, продолжая разобщать мир.»

(о.Беда Гриффитс OSB «Медитация и Новое Творение во Христе»)

«Опустошим себя от всех наших фантазий относительно мира и сущности самих себя, и даже от всего того, чем бы мы хотели, чтобы Бог был, подобно Иисусу на кресте, который, в скорби и страданиях обращаясь к небесам, сказал: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».

(о.Циприан Консильо OSB Cam «Триумф Креста: оставаяcь с болью»)

Стояние XIII: Иисуса снимают с креста.

«После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.»

(Евангелие от Иоанна 19:38; )

«Крест демонстрирует нам, что нищета духа сама по себе — разновидность поражения. Но одновременно он учит нас не противиться этому поражению, ведь оно не что иное, как неудача человеческого духа в попытке выйти за грань себя, своих смертных границ, опираясь исключительно на свои силы. Желая познать нищету духа, мы должны принять ее как достижение границ собственного существования и возможностей, открытие неспособности двигаться дальше самостоятельно. Но все же мы знаем, что движемся дальше. Мы знаем, что Крест распространяется на всю неограниченную бесконечность Воскресения. За нашими пределами находится сфера Бога… Голгофа учит нас не уклоняться от нищеты, но принимать ее, живя внутри безграничных богатств Христа.»

(о.Лоренс Фримен OSB «Внутренний свет»)

«Священное Писание взывает к нам, говоря: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук 14:11; 18:14) […] Если хотите достигнуть самых последних вершин смирения и скоро взойти на ту небесную высоту, на которую восходят смирением в настоящей жизни; делами нашего восхождения надобно воздвигнуть ту лестницу, которую во сне видел Иаков, и по которой восходящими и нисходящими виделись ему Ангелы Божии. Не другое что, без сомнения, надо разуметь под восхождением и нисхождением, как то, что возношением нисходят, и смирением восходят. […] Учение о смирении св.Бенедикта ведёт нас к познанию нашего места во вселенной, нашей связанности со всеобщей целостностью, нашей зависимости от Бога в том малом величии, которым мы обладаем в Нём.»

(с. Джоан Читтистер OSB «Комментарии к Правилу св.Бенедикта»)

Стояние XIV: Погребение Иисуса.

«Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. […] Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.»

(Евангелие от Матфея 27:59-61; Послание к Римлянам 6:4, 8-9)

«В этой истории нет обычных наблюдателей. У нас есть лишь ограниченное число шансов в нашей жизни воспроизвести драму и проникнуть в ее смысл. Мы не знаем, сколько из этих шансов являются частью процесса, соединяющего нас с Тем, кто страдал, умер, но не остался мертвым… Он более настоящий, чем любая историческая или литературная фигура, но при этом, когда мы пытаемся увидеть Его вблизи, Он становится прозрачным и исчезает. Если мы встречаем Его, мы изменяемся, но мы не можем быть властны над ним.»

(о.Лоренс Фримен OSB «Великопостные размышления», 2012 г.)

«Предельная точка Креста и, следовательно, предельный смысл Воскресения таковы – наше истинное Я, скрытое с Христом в Боге, как и само Я Христа, не может быть уничтожено! Оставаясь с болью, опустошая себя от всего что не есть Бог, от всего, разделяющего нас с реальностью, и переставая защищать себя от всего причиняющего нам боль, мы умираем с Ним, и с Ним же обязательно воскреснем. […] Мы входим в вечную жизнь, оставаясь с болью, созерцая Крест и облачаясь в ум Христа, опустошая себя полностью и пребывая в ожидании, довольствуясь Божьей милостью.»

(о.Циприан Консильо OSB Cam «Триумф Креста: оставаяcь с болью»)

 Заключительная молитва:

«Ты мой Бог, отними у меня все, что мне мешает приближаться к Тебе. Ты мой Бог, даруй мне все, что меня приближает к Тебе. Ты мой Бог, отними меня у меня и отдай меня полностью самому Себе.»

(Молитва Св. Николая из Флюэ, брата Клауса)

Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!

Перевод и составление: Мария Захарова, Альберт Захаров

Рассылка новостей Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений