(о.Джон Мейн OSB | Ким Натараджа Obl OSB | Евагрий Понтийский | Евангелие от Марка)
Еженедельные чтения для медитативных сессий
о. Джон Мейн OSB «Путь неведения»
Медитация очень проста. По сути, медитировать – означает просто пребывать в самом центре нашего бытия. Пребывать в покое. Единственная проблема, с которой мы сталкиваемся на этом пути, заключается в том, что мы живем в мире безумного движения, и поэтому тишина и укорененность кажутся совершенно чуждыми для большинства из нас. Но если мы обратимся к природе, то увидим, что все растет от центра наружу. Центр – это место, в котором начинается все, чем мы являемся и это то, на что указывает медитация. Медитируя мы вступаем в контакт с центром нашего бытия. Это возвращение к нашей основе, к нашему истоку, к Богу. Св. Иоанн Креста в своих размышлениях о сущности медитации писал, что «Бог — центр моей души». Возвращаясь к нашему источнику и основанию, мы возвращаемся к нашей чистоте. Призыв к созерцанию и медитации для ранних Отцов Церкви был призывом к чистоте сердца. Это видение, не затемненное эгоизимом, эгоцентричными желаниями или образами. Сердце, движимое одной лишь любовью. Медитация ведет нас к чистой ясности – ясности видения, ясности понимания и ясности любви – ясности, которая исходит из простоты.
Медитация – это путь внимания. Мы должны выйти за пределы мысли, за пределы желаний и за пределы воображения. И там, за граньювсего мы начнем осознавать, что мы здесь и сейчас – в Боге, «в котором мы живем, движемся и существуем» (Деян 17:28). Путь простоты – это путь одного единственного слова, путь повторения одного слова. Это путь верности повторению нашего слова каждое утро и каждый вечер. Этот путь ведет нас за пределы всех слов, за пределы лабиринта идей, к цельности и единству.
Ким Натараджа Obl OSB «Важность подготовки к медитации»
(«Школа Медитации», Курс 1, Письмо 47)
Св. Иоанн Кассиан учит, что мы должны готовиться к моменту молитвы, уже стараясь быть такими, какими желали бы быть в самой молитве. Мы должны стать «людьми молитвы», — не только в предшествующий нашей медитации момент и не только во время самой медитации, но также и в ходе нашей повседневной жизни. Необходимо сформировать иное отношение к жизни, упростить наших потребностей и желания. Мы можем упростить нашу жизни в целом, так, что уже ничто не в силах будет отвлечь наше внимание от Божественного Присутствия.
Важнейшей подготовкой к глубокой безмолвной молитве является внутреннее очищение – то, что отцы и матери-пустынники называли «чистотой сердца». Для Кассиана, также как и для его учителя Евагрия Понтийского, духовная практика непременно включает в себя очищение от «дурных мыслей» – очищение от эгоцентрических желаний, беспорядочных эмоций, вызванных израненным эго. Рекомендации Евагрия своим ученикам таковы — перенаправить, воспитать и трансформировать эти желания через их осознание, чтобы не оставлять их на милости непропорционально выраженных эмоций, туманящих восприятие реальности и не позволяющих увидеть Божье Присутствие. Томас Мертон объяснял это так: «То, что отцы-пустынники искали больше всего, было их собственным истинным «я» во Христе. И для этого им пришлось полностью отказаться от ложного, формального «я», сфабрикованного под социальным принуждением во внешнем мире». Медитация — наше мощнейшее оружие, ибо она открывает нас для Святого Духа, который «сострадает нашей слабости, и хотя мы нечисты, он часто приходит к нам. Если он найдет, что наш дух молится ему из любви к истине, он затем опускается на него и рассеивает целую армию мыслей и рассуждений, которые его окружают» (Евагрий Понтийский). Молитва и медитация, таким образом, ведет нас к трансформации, исцеляя наше израненное эго.
Иисус учит, что именно наши «злые мысли», наше отрицательное мышление и восприятие мешают нам жить в Божьем присутствии: «исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф 15:18-20). Сначала нам необходимо внутреннее очищение: «очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф 23:26). Но в то же самое время нам сказано, что если мы претерпим до конца, ведь «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:8), мы откроемся к осознанию Божественного Присутствия в нашем сердце.
Евагрий Понтийский
Во время молитвы гони от себя прочь все, что мешает тебе. Будь прост и бесхитростен и в то же время подобен вдумчивому ребенку. Удали от себя помыслы и лукавство. Если хочешь узреть прозрачность своего духа, оставь все помыслы, и тогда увидишь, что ты подобен сапфиру или небесной синеве. Но все это невозможно без покоя внутренней свободы (др.-греч apatheia – бесстрастие).
Евангелие от Марка
(Мк 7:1-8а,14-15,21-23)
Собрались к Иисусу фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. И, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все, и разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.
Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений