о.Лоренс Фримен OSB, Далай-лама «Иисус, Будда и современное ученичество»

(«Путь Мира — 2013», Индия, Сарнатх, 12 января, «День диалога»)

12 января 2013 г., в Сарнатхе (штат Уттар-Прадеш, Индия) состоялась встреча, посвященная диалогу Далай-ламы с его давним духовным другом о. Лоренсом Фрименом OSB. Темой их беседы в Центральном университете высшей тибетологии было обсуждение роли учителя на примере Иисуса и Будды, а также отношения между учителем и учеником.

Вначале состоялась частная встреча Далай-ламы и о. Лоренса с некоторыми из его друзей и благотворителей. Один из них задал вопрос об истине и Его Святейшество ответил:

«Когда мы приучаем себя к истине, то это оказывает воздействие на наш ум. В своих учениях Будда описывал реальность разными способами, в зависимости от склонностей и темперамента своих последователей. Когда встречаются христианин и буддист, то можно сказать, что у них две версии истины, а если к ним присоединяется мусульманин, то версий истины становится три».

На вопрос о том необходима ли религия, он ответил: «Религия — это один из инструментов позитивного преобразования ума. Каждый стремится к счастью, и в двадцать первом веке материальное развитие достигло высокого уровня. Мы нуждаемся в материальном развитии, поскольку вокруг по-прежнему так много бедных людей. Однако, очень многое зависит от того, насколько мы отдаем себе отчет в ограниченности материальных ценностей, от нашей готовности заглянуть внутрь себя. До сих пор материальное развитие само по себе не смогло породить счастливое общество».

В более просторной аудитории, в которой собралось примерно 250 человек, о. Лоренс открыл дискуссию, вспомнив, что ранее, он уже просил Далай-ламу прокомментировать отрывки из евангельских текстов: «Мы были глубоко тронуты тем, как вы отнеслись к словам наших священных писаний и вашим проникновением в истину евангельских текстов. Это потребовало большого мужества».

Далай-лама ответил: «Я обнаружил идеи, которые перекликаются с буддийским учением, и у нас тогда получилась очень хорошая встреча. После этого вы с друзьями посетили Бодхгаю и впервые буддисты и христиане помолились под деревом Бодхи».

О. Лоренс объяснил, что он будет говорить об Иисусе и о своей связи с ним, как с учителем, а затем Его Святейшество расскажет о своем взгляде на Будду. Он также сказал, что Далай-лама может прерывать его в любой момент, на что тот ответил:

«Мы все человеческие существа. Когда я встречаю кого-либо то я думаю, что еще один человек, который как и я. Формальности создают между нами ненужные барьеры; как члены одной общечеловеческой семьи мы не нуждаемся в формальностях, поэтому, если мне будет, что сказать, то я обязательно выскажусь».

О.Лоренс открыл беседу: «Думая об Иисусе, я в первую очередь помню о том, что Он — человек, реальная историческая личность, понимающаяся в христианской традиции как Сын Божий. Но первый из уровней моих с Ним отношений — это очень простой уровень человеческих взаимоотношений. Он — реальный учитель, проявленный в истории. Вокруг Его личности накопилось определенное количество идей и легенд. Из Евангелий мы знаем, что Он был рожден в определенном месте и времени, в определенной культуре. Он явился в определенной религиозной, социальной, политической среде. И в первую очередь я имею связь с Ним именно как с человеком, а не со сверхестественным явлением, как с удивительнейшим из людей, рожденным и ставшим учителем вселенского масштаба. Он может вызвать уважение и любовь у каждого сознательного человека доброй воли, происходящего из любой культуры и исторического периода.

Что важно тут отметить — исключительность, но не сверхъестественность. По мере того, как развивался мой медитативный опыт, мой интерес все больше привлекало не сверхъестественное (это не лучшее определение), а естественное. Естественность, природа полны тайны, которая непознаваема. Даже сама по себе вселенная открывает науке массу проблем для понимания и загадок. Бытие исполнено тайны. Именно поэтому я считаю важным этот первый уровень отношений с Иисусом, отношений в естественном мире.

Нам мало известно о Его ранней жизни, но мы знаем, что, получив крещение у Иоанна Крестителя, он испытал духовное пробуждение и вслед за этим, как говорит Евангелие, Дух повел Его в пустыню, где Он провел 40 дней, в уединении постясь, занимаясь духовными практиками, молясь. Мы видим в этом описание той ситуации, в которой произошло Его пробуждение, в которой развернулся опыт Его просветления. Монахи и миряне в различных традициях уделяют особое время тем практикам, которые ведут к углублению их духовного пути. Один старый монах, когда-то наставлявший меня, сказал, что важным вопросом для христианского монаха является вопрос о том, монах ли Иисус. Относительно Будды этот вопрос ясен, а является ли Иисус монахом? И далее он сказал, что если Иисус монах, нам всем следует быть монахами, если же нет, то правильно ли принимать монашество? Это хороший вопрос, особенно учитывая, что слово «монах» имеет так много значений. Важно понять, что мы можем отождествить себя с Иисусом не только в определениях человеческого, социального и психологического развития, но и в отношении духовного пути. Мы можем распознать в Нем стадии собственного духовного роста. Его идентичность была сформирована в определенной культуре, как и в случае с каждым из нас. Но то, что я вижу в Нем, это способность превосходить все эти обусловленности. Это урок для меня, так как я принадлежу к определенной культуре, имею определенные рамки и взаимосвязи. Это то, о чем недавно сказал Его Святейшество — мы все связаны друг с другом на глубочайшем уровне, просто будучи людьми. И эта простая встреча всех нас друг с другом как людей является целью. А наше обычное состояние затрудняет для нас встречу на подобном уровне простоты. Поэтому Иисус для меня — Учитель, ведущий к той потенциальности, которая способна вывести нас за грань всех наших частных состояний — туда, где мы могли бы встретиться с каждым, к наиболее простому и непосредственному уровню человечности.

Иисус учил собственным примером, а потому Его жизнь не расходится с Его учением. Я спросил вас много лет тому назад, как вам удается оставаться таким спокойным и умиротворенным и получил ответ “я стараюсь быть одним и тем же и с собой, и с близкими друзьями, и на людях».

Иисус для меня — пример того, как нужно прожить свою жизнь. Я считаю Его вселенским Учителем, целостной личностью, обладающей естественным авторитетом и воплощающей собою Истину. Он тот, у Кого я с уверенностью нахожу прибежище и Кому я доверяюсь. Моя связь с Иисусом исцеляет меня».

о.Лоренс заметил, что, судя по всему, есть нечто общее между христианской идеей о том, что все люди созданы по образу и подобию Божьему и идеей о природе Будды. Когда человек ощущает Христа внутри себя, он видит его отражение и в других людях.

«Иисус это лекарство, врач, но не судья; он тот, кто приносит исцеление миру. Он — Учитель, наставник и Путь. Благодаря этому я чувствую, что в моей жизни есть смысл».

Далай-лама ответил: «Чудесно. Благодаря этому тонкому анализу вы достигли понимания, которое изменило вашу жизнь».

«Все буддисты принимают исторический факт, что Будда был сыном местного царя. Осознав, что даже жизнь принца исполнена проблем и трудностей, он начал поиск глубокого смысла жизни и понимания реальности. Он покинул дворец и провел шесть лет, медитируя, соблюдая посты и живя в нищете. Он занимался практикой нравственности, сосредоточения и мудрости. Он достиг просветления и пришел сюда, в Сарнатх, чтобы начать даровать свое учение. Он не признавал социальный статус и одинаково относился к царям и нищим. Самым важным для него была духовная практика.

Покинув дворец, он остриг волосы и сменил свои королевские одежды на желтые одеяния монаха. Кроме основных заповедей, новые монашеские обеты формулировались всякий раз, когда Будда исправлял ошибки, сделанные монахами, таким образом свод монашеских обетов – это не просто набор правил, которые существовали прежде. Будда объяснил, что не существует независимого «я», а есть лишь ментальное обозначение, накладываемое на нашу психофизическую совокупность. Главная цель учения об отсутствии независимого «я» – это уменьшение эгоцентричности. К этому же результату может привести и однонаправленная вера в Бога. Все наши религии несут одно и то же послание о любви, сострадании, терпимости, прощении, хотя их философские воззрения и отличаются друг от друга».

Во время перерыва на обед, накрытый под навесом на университетской территории, обсуждение продолжилось. На обратном пути в аудиторию Далай-лама поприветствовал нескольких своих знакомых, которые пришли встретиться с ним, в том числе слабовидящих девочек из близлежащего института Дживан Джиоти для инвалидов и их учителей, которому Далай-лама уделяет пристальное внимание. Во время послеобеденной сессии участники сосредоточились на обсуждении того, что значит быть учеником. О. Лоренс начал выступление, заметив, что Иисус собрал своих учеников, призвав их: «Идите за мной». Он отметил, что образ ученика является существенным для понимания смысла христианства и личности христианина, но в то же время присущие ему качества являются универсальными. Ученик должен быть открыт, доверять учителю и говорить правду. Учитель должен оставаться верным ученику. Взаимоотношения учителя с учеником характеризуются верностью. Он выразил мнение, что настоящие взаимоотношения с учителем становятся путеводной нитью в жизни ученика.

Далай-лама сказал, что учитель должен обладать опытом, в особенности духовным опытом. Важно, чтобы, следуя за учителем, ученик становился более спокойным человеком. Ответственность лежит на обеих сторонах таких отношений: учитель отвечает за благополучие ученика, а учитель обязуется действовать с уважением по отношению к учителю.

Далай-лама отметил, что мы слишком часто уделяем внимание внешнему виду, например, молодые женщины много времени проводят, украшая себя при помощи косметических средств, в то время как по-настоящему важную роль играет красота внутренняя. Из нее проистекает внутреннее умиротворение, которое порождает ощущение счастья у личности, у семьи, и у сообщества. Если у нас есть внутреннее умиротворение, то когда мы сталкиваемся с проблемами во взаимоотношениях, мы можем легко их разрешить. Умиротворенность приносит внутреннюю силу.

Один из слушателей спросил, можно ли одновременно быть последователем Иисуса и Будды. О. Лоренс отметил, что Библия говорит о том, что мы должны принимать хороший совет от любого мудреца, из чего следует, что мы должны воспринимать истину независимо от того, где мы находим её [1]. Но также он процитировал Далай-ламу, который как-то сказал, что если и возможно пытаться быть некоторое время одновременно буддистом и христианином, то в конечном итоге вы почувствуете, что что-то из этого привлекает вас больше. Далай-лама полностью согласился с о. Лоренсом.

Был также задан вопрос о христианах, практикующих буддийскую медитацию. Далай-лама ответил, что существует много методов для тренировки ума и можно выбрать для себя те практики, которые являются для вас наиболее эффективными.

На вопрос о том, что происходит с людьми после смерти, Далай-лама ответил: «Простая истина заключается в том, что пока мы всё ещё живы, нам следует каждый день вести жизнь, исполненную смысла. Это означает помогать другим, когда у нас есть для этого возможность, или, по крайней мере, не причинять им вреда. Тогда, когда придет смерть у нас не будет сожалений, и мы сможем думать, что попадем в рай или обретем благоприятное рождение. Это то, как поступаю я сам. Даже в своих снах я помню что прежде всего я буддийский монах, а не Далай-лама. Если смерть наступит сегодня, то у меня не будет никаких сожалений, и я надеюсь, что смогу испытывать такую уверенность и в будущем».


Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник. Заранее благодарим Вас!

Рассылка новостей 
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений