Христанская медитация

Международное общество христианской медитации
общество | группы | статьи | видео-аудио | галерея | магазин | контакты | ссылки

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ХРИСТИАНСКОЙ МЕДИТАЦИИ
(The World Community for Christian Meditation)
www.wccm.org



Еженедельные чтения для медитативных групп.


30.04.2017


о. Лоренс Фримен OSB "Meditatio-Москва 2013"
(Семинар "Внутреннее паломничество", ч.1)

Важнейший принцип созерцательного измерения Евангелия – Царство Божье, как и сам Бог не могут стать объектами наблюдения. О том же говорил во II в. cв. Ириней Лионский, утверждая, что мы никогда не сможем познать Бога, как объект [1]. Бог не может быть воспринят абстрактно, ни как объект физический, ни как объект ментальный. Мысль Иринея развивается так - мы можем познать Бога, только совместно участвуя в Его самопознании [2].

Вспомним описание явлений Христа после Его Воскресения и то, насколько они мистичны. Присутствие Иисуса, как правило, не сразу распознается учениками, они исполняются страхом. Этот опыт явно выходит за грань их обычных рамок восприятия реальности. Но в какой-то момент, в каждой из этих историй они узнают Его. Хорошим примером является история об учениках, направляющихся в Эммаус (Лк 24:13-35). Ученики не узнали Иисуса, вступив с Ним в разговор. Их сердца горели, но они не смогли Его узнать. Ученики попросили Его остаться с ними до вечера, и во время трапезы, когда Он преломил хлеб, их глаза открылись, и они узнали своего Учителя. Но в этот момент Он исчез из их поля зрения. Ученики не были опечалены утратой этого объектного способа восприятия Иисуса, по той причине, что взамен в них пробудилось глубочайшее духовное сознание. В них раскрылась способность переживать недвойственный опыт реальности. Во всех этих историях ученики вернулись к жизни с новыми силами.

Созерцательное измерение Евангелия – не то, что мы можем наблюдать, воспринимать объектно, в научном или академическом смысле. Единственное, что мы можем, так это получить опыт Евангелия, участвовать в нем. И такое участие ведет нас к преображению. Мы никогда не сможем пережить присутствие Воскресшего Христа, если не позволим Ему присутствовать в нас самих, и среди нас – в наших взаимоотношениях друг с другом.

[1] Как объект - как умопостигаемый предмет или воспринимаемое чувствами явление (прим. переводчика).

[2] "Сын, все устрояет для Отца, совершает от начала до конца, и без Него никто не может познать Бога. Ибо Сын есть познание Отца, а познание Сына есть в Отце и чрез Сына открыто." "Cлава Божия, сияние Божией славы – это полностью осуществившийся человек" (св. Ириней Лионский "Против ересей")


 

о. Войчех Чвихоцки OP "Христианская медитация - Путь и Обращение"
(Лекция, прочитанная в рамках конференции "Meditatio-2010 Киев", 12.06.2010)

Остановиться и быть в том мире, в котором я нахожусь, с тем собой, которым я являюсь... Мы останавливаемся, чтобы распознать присутствие Иисуса Христа, Бога во всей нашей жизни. Медитация – не способ стащить Бога с неба. Также она не является способом вызвать какие-либо приятные внутренние ощущения, даже если это благостная тишина внутри нас. Часто бывает так, что во время медитации человек переживает опыт тишины и благости, но опять-таки речь идет совсем не о том, и это не цель. Мы присутствуем, пребываем в покое для того, чтобы попросту быть. Медитируем, чтобы просто быть в присутствии Бога Живого. Медитация ничего не добавляет, она позволяет увидеть то, что в моей жизни уже и так есть.

Точно также обстоит дело в истории о учениках, идущих в Эммаус. Иисус уже был с ними. Но, только остановившись, они смогли узнать Его. Обратите внимание – когда они узнали Иисуса, в их жизни что-то изменилось. Они совершили разворот на 180 градусов – шли в Эммаус, затем вернулись обратно в Иерусалим. Это называется – обращение (метанойя, греч. μετάνοια, – "изменение ума", "покаяние"). Они обратились на 180 градусов. Но чтобы обратиться, нужно остановиться. Подобные изменения происходят в нашей жизни тогда, когда мы медитируем. Они происходят с течением времени, так как медитация изменяет нас, а не мир вокруг нас. Мы смотрим на мир другими глазами, чувствуем его иначе. Все, что нам встречается на пути, – а это приятные и неприятные вещи, мы можем начать переживать иначе, с большим покоем и верой – потому что медитация остановила нас, останавливает каждый день. Медитация учит нас, что мы существуем только там, где и когда мы существуем в Боге. Другой действительности нет. Если нам кажется, что мы вне Бога, и что вне Бога можно существовать, это становится лишь нашей фантазией, уводящей нас из реального мира. Реальный мир – это Божий мир. Каждая минута, отданная медитации, приближает нас к опыту принятия реальности.

Следование за Христом не может быть лишь внешним подражанием, поскольку затрагивает глубину души человека. Быть учеником Иисуса значит уподобить себя Ему, принявшему образ раба вплоть до Своей жертвы на кресте. С помощью веры Христос живет в сердце верующего, благодаря чему ученик уподобляется своему Господу, принимает Его образ. Это плод благодати, действенного присутствия Святого Духа в нас.

 

Св. Иоанн Кассиан "Собеседования"

По мере чистоты своей, всякий ум в молитве своей или возвышается, или вращается в образах, именно на столько отрешается от представления земных, материальных предметов, на сколько возвысилось состояние его чистоты, и это бывает причиною того, что Иисус внутренним взорам души является то смиренным, или в плоти, то прославленным в славе Своего величия. Ибо не могут видеть Иисуса, идущего в Царство Свое, те, которые, находясь еще как бы в иудейской немощи, не могут говорить с Апостолом: «отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор 5:16). Но те одни чистыми очами созерцают Его Божество, которые, отрешаясь от низких, земных дел и помыслов, восходят с Ним на высокую гору уединения, которая свободна от шума всех земных помыслов и смятений, удалена от примеси всех пороков, возвышена чистою верою и превосходством добродетелей, открывает славу лица Его и образ Его светлости тем, которые заслуживают видеть Его чистыми взорами души.

 

Евангелие от Луки
(Лк 24:13-35)

В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

 

Вступительная и заключительная молитва WCCM,
таймеры для медитации:

http://www.wccm.ru/cms/index.php?page=13

Иллюстрация: В. Домчук "Fields"

Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник. Заранее благодарим Вас!

wccm.ru | wccm.org.ua
 







Каждый наш еженедельный выпуск чтений предназначен для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем вашему вниманию подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для ежедневной практики в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один, максимум два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии. Желаем Вам плодотворной медитации и медитативного чтения!




Международное Общество Христианской Медитации


Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений.


www.wccm.ru
www.wccm.org.ua
info@wccm.org.ua



 
Христанская медитация Христанская медитация