Еженедельные чтения для медитативных групп - 28.05.2018
Христанская медитация

Международное общество христианской медитации
общество | группы | статьи | видео-аудио | галерея | магазин | контакты | ссылки

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ХРИСТИАНСКОЙ МЕДИТАЦИИ
(The World Community for Christian Meditation)
www.wccm.org



Еженедельные чтения для медитативных групп


Пресвятая Троица
28.05.2018

о.Лоренс Фримен OSB «Вращающаяся Троица»

Догмат о Троице указывает на образ кругового вращения. Подобно обращающемуся вокруг себя треугольнику, три Личности вечно теряют и вновь обретают себя друг в друге. У этого движения Троицы есть два измерения – вечная глубина тайны Отца, и вечное стремление к проявленности в непрестанно расширяющемся Творении.

Медитация по своей сути является чем-то, так или иначе ведущим к преодолению устоявшихся представлений. Она может взять и развеять любую из концепций, любой из образов, включая и те из них, которые имеются у каждого из нас относительно Бога. Подобная радикальная пустотность часто пугает людей, чей религиозный опыт не включает в себя знание о созерцательной традиции, и которые по этой причине считают медитацию «не вполне молитвой». Но опыт показывает – позже, практикуя медитацию, и такие люди обретают покой ума, становящийся свежим и открытым пространством, позволяющим Богу явить там свою полноту. И тогда на место старого, и по-прежнему доминирующего образа Бога, – абсолютного монарха, восседающего на удаленном троне и распоряжающегося жизнями своих подданных, приходит новое понимание Бога, рожденное в опыте любви, даруемой всем в равной степени как благодать. Монадический образ Бога представляет собой единичный объект, одинокий и всемогущий, способный подобно всем тиранам одновременно на милость и на месть, перерастающую в жестокость. С точки зрения антропологии, подобное видение Бога отражает сознание отдельных примитивных обществ, подпитывающееся самоизображением своего собственного эго. Вот таким частично и является то воображение, что возбуждает наш ум, которое о. Джон Мейн называл «величайшим врагом молитвы».

Образ Святой Троицы объясняет высшую природу реальности, насколько это вообще возможно, предлагая нам метафору, резонирующую на каждом из уровней опыта, – ведь любовь можно ощутить на каждом уровне. Опыт любви меняет нас, как людей, и наше видение реальности. Часто, если опыт нами пережит и мы сохраняем ему верность, границы между нами и окружающими становятся менее прочными. Временами, разделяющие нас рамки могут даже вовсе исчезнуть, не разрушая замечательную реальность наших уникальных идентичностей, переживающих встречу, многократно объединяющихся и разъединяющихся, с целью встретиться снова на еще более глубоком уровне. Переживая любовь, мы обрушиваемся в ее глубины. Об этом христианские мистики говорили, как о трезвенном опьянении, как о сияющем мраке. Только с помощью парадокса можно описать опыт любви – опыт, в котором изолированное эго скинуто с трона, и обретено познание совершенно нового чувства, связанного с самодарением, с делением собою.

Любовь – всегда тайна. Откуда она явится, как и где начнет прорастать? Это непостижимое измерение выражается в незримом Отце – в непознаваемой, неприкасаемой тайне Божьей. Но эта же тайна приобретает форму в индивидуумах, тогда, когда их индивидуальность преодолевается. Это и есть Слово, жаждущее стать плотью. Любовь высвобождается из дуализма отношений, в которых она была рождена, становясь трансцендентным творчеством, исцелением, оживляя все, к чему прикоснулась. Это Дух Святой. Спокойный ум обретает способность более глубокого видения и распознавания, переживая свою истинную природу, познавая в себе икону Бога. Видение Бога в себе является зачатком видения Бога в других и во всей реальности.

 

о. Бруно Барнхарт OSB Cam «Чистота сердца и созерцание»

Созерцая Троицу и наблюдая за окружающим миром, мы можем изменить фокус нашего западного взгляда, используя восточные линзы. И тогда наш взгляд проникнет в тайну того, что произошло в самом Иисусе Христе, в Его Кресте и Воскресении. Недвойственность, которую мы обнаружим здесь, – охватывающая небеса и землю, Бога и вселенную, Бога и человечество, – это не есть недвойственность начала (на которой сосредоточены восточные традиции), это недвойственность свершения, финала. В Кресте Иисуса (а также и в Его смерти и воскресении), Бог (Троица) и Космос (всеобщая гармония творения) приходят в единство, становятся Одним. Это новое единство мы называем Телом Христовым. Тайна Креста заключена в том, что Троица и творение становятся одним целым. Вся полнота личности перерождается в Духе Святом. «Новым человеком» является обретшая единство личность, которая стала участвовать в Божьем единстве – личность, которая непосредственно входит в «Событие Христа»* и переживает его.

* "Событие Христа" - термин современного богословия, обозначающий прорыв не только в горизонтальном направлении исторического движения, но также и в вертикальном. "Во время истории входит Вневременный, и на это раз — "собственной персоной". Возникает не просто единократный ("исторический") контакт времени мира и Божьей вневременности, но некая "постоянная связка", "коммуникационный канал". Течение горизонтального исторического времени продолжается, но теперь ему сопутствует вертикаль, "перпендикуляр", не отрицающий горизонтального измерения как такового." (А. Кырлежев "Эсхатологическое измерение христианства")

 

Оливье Клеман «Истоки»

Христос, являя Отца в Духе, открыл нам тайную природу Живого Бога, пространство любви, пространство Троицы. Только Сын знает Отца, и Отец знает Сына, и их обоих знает Святой Дух в великом Божественном единстве, где Один не существует без Другого. Бог есть бесконечное единство личностей, в котором каждая особым образом участвует – отдавая и принимая – в Божественной сущности. «Бог есть и присутствует повсюду, наполняя Вселенную. Ангелы и святые, которые очистились, знают об этом по сиянию света Святого Духа. Но каков Он, где и как существует – это не ведомо никому: только Отец знает Сына, и Сын – Отца, и Святой Дух – Отца и Сына, будучи Им единосущным и совечным.» (Диадох Фотикийский «Катехизис», 5)

Отец есть Бог над всеми, принцип всякого бытия. Воплощенный Сын есть Бог с нами. Это Логос, образующий мир Своими творческими словами. Дух есть Бог в нас, Дыхание – Pneuma, все оживотворяющая и приводящая все вещи к их усовершению. Логос предстает как порядок и разумность, Пневма – как движение и жизнь. Таким образом, по словам Максима Исповедника, созерцание вещей есть обретение троичного опыта: само бытие вещей указывает на Отца, заключенный в них смысл говорит о Логосе, а их устремленность к полноте и красоте являет животворящего Духа. «Отец творит все вещи Словом в Духе» (Афанасий Александрийский «Письма к Серапиону»)

 

Евангелие от Матфея
(Мф 28:16-20)

Одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

 

Вступительная и заключительная молитва WCCM,
таймеры для медитации:

http://www.wccm.ru/cms/index.php?page=13

Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник. Заранее благодарим Вас!

wccm.ru | wccm.org.ua
 







Каждый наш еженедельный выпуск чтений предназначен для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем вашему вниманию подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для ежедневной практики в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один, максимум два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии. Желаем Вам плодотворной медитации и медитативного чтения!




Международное Общество Христианской Медитации


Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений.


www.wccm.ru
www.wccm.org.ua
info@wccm.org.ua



 
Христанская медитация Христанская медитация