Христанская медитация в Украине и России

Международное общество христианской медитации в Украине
общество | группы | статьи | галерея | ссылки

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ХРИСТИАНСКОЙ МЕДИТАЦИИ
(The World Community for Christian Meditation)
www.wccm.org

Главная > Фрагмент из "Великие мыслители Запада" Крон-Пресс, 1999

 

Мастер Экхарт
(фрагмент из "Великие мыслители Запада" Крон-Пресс, 1999)

Родился: ок. 1260, Хоххайм, Тюрингия, Германия.

Умер: ок. 1327, Кёльн, Германия, или, вероятнее, Авиньон, Франция.

Главные сочинения: «Проповеди», «Комментарии к Книге Бытия и Евангелию от Иоанна» (из неоконченного opus tripartitum), «Речи о различиях» (до 1298), «Книга божественных утешений» и «О дворянине» (ок. 1315), «Об отрешенности» (ок. 1315).


Главные идеи

За «Богом» скрывается Божество: это значит, что «Бог» как Отец, Сын и Дух — только репрезентация истинного Бога, или Божества.

Основа Бога и основа человеческой души тождественны; следовательно, Бога, или слияния с Богом, следует искать внутри себя: так совершается «рождение Сына Божия в душе».

Бог не может быть «познан» разумом, но только путем непосредственного опыта, переживаемого обычно как следствие незаинтересованности и отрешенности, достигаемого, как правило, но не всегда с помощью практики аскезы.

Духовное и внутреннее выше материального и внешнего.

Иоганн Экхарт, или «Майстер» Экхарт, был основным представителем неоплатонического мистицизма в рамках средневековой церкви. Доминиканский монах, получивший образование в Парижском и Кельнском университетах (отсюда прозвание «майстер», или «учитель»), приор Эрфурта и викарий Тюрингии, наконец, глава всей Германской провинции ордена, популярный проповедник и духовный наставник, он пользовался огромной славой и оказывал большое влияние, особенно на прирейнское духовенство. Неудивительно, что ввиду своей популярности и влияния он был подвергнут критике со стороны Церкви и признан отступающим от здравого учения по ряду вопросов. Он отстаивал свою невиновность в Кельне, а в 1327 году отправился в Авиньон, чтобы защищаться от обвинений в ереси, выдвинутых против него в Кельне. Экхарт скончался до оглашения окончательного вердикта (Авиньон поддержал обвинителей).

Идеи Экхарта повлияли не только на ближайшие к нему поколения мыслителей, таких, как Генрих Сузо, Иоганн Таулер (чьи проповеди очень высоко ценил Мартин Лютер) и Николай Кузанский, на них с восторгом набросились немецкие идеалисты. Так, говорят, что Гегель, познакомившийся с трудами мистика благодаря Францу фон Баадеру, завершил лекцию об Экхарте следующими словами: «Da haben wir esja, was wir wollen» («Здесь перед нами действительно то, что нам нужно»).

В двадцатом веке школа «творческих спиритуалистов» поместила Экхарта в ряд множества других мистиков, хотя имела на это куда меньшее интеллектуальное право, чем Баадер и его современники. Наиболее общие мотивы спекуляции Экхарта, возобновляющиеся во всевозможных возрождениях идеализма, романтизма и мистицизма, — это, по-видимому, полное единство Бога, или Абсолюта, и вознесение человека к действительному участию в творящей и искупительной жизни Бога.

Мы не должны забывать, что философия Экхарта обусловлена мистическим, а значит, невыразимым опытом слияния с Богом, или Абсолютом. Этот мистический опыт был истолкован в рамках неоплатонической метафизики, подтвердившей его достоверность. Таким образом, возникла потребность в некотором синтезе между двумя концепциями действительности: действительности, воспринятой с неоплатонической точки зрения, с одной стороны, и действительности, описываемой догматами ортодоксальной тринитарной традиции, с другой.

При осуществлении такого синтеза Экхарт столкнулся с рядом затруднений: требовалось совместить неоплатонического Бога, понятого как чистое Бытие (вечная Форма), с Богом в Трех лицах; примирить неоплатоническую концепцию творения, имеющую истинное существование и происхождение в соответствующей идее (вечной Форме), с католической концепцией творения, вызванного к жизни творческим актом Бога; примирить неоплатоническую идею, соглаской ткya_cid=157022; //-->етом.ивР( ирит; 1е=ириt_zюванногойtрcпоs "justif size=римирить н сог неоплаимиритьn="cenааимири;gn="cenанногие (вечная них с вома), с с другойеоплаgn=ткya_ccenиуеойеоплаяудногимирить вР( ), p> языее ществлении такого синтеза Экхарт столкнулся с рядом затруднзначак чиимириствлениачак чи, или/font> ействи атони"cenанн й провествлени(вечная с сонцп ), тафизикли/font> яжрелиeywords стаивалх подтся до оглждшения окддержал оованжд или/font>чная них с вома)дшес"cennимомуниolor="#330 имакс двуом. опла нееееК ФcoздержалennиИ6с"cenедлбоногие (вечн ame="keywи подт чтобцепцию твтвенн ame==== я. оameза), p font>чнима.)ществлении такого синтеза Экхарт столкнулся с рядом затруднзержал , а значитиИ6з наст(Deus .астОтцмуниolorвомаСвяуднз подт епрезентация Deitas мирис» (ок. 13eywи пгиствлен. Имобы пл изентацияуниolor="#330 ии пгииииlom>
При ос"10с ьной (ьной ие (бъ уие (мнний;ьаской пгииииlom><аской —

чная ортод

nтровеьn="cenаtннннн нови ьмобы »йtрcпоs иили/font>Э иилstifяаниot="10ови п к м lьзм, оеИ6с"нской чу0севидддддд и d> ноской ,звр yoый п к м lьзмй юь n lгоintelУованжд или/font><="cenа илод

За «Богом» скрывается Божество: эСской пео «Бог» как Отец, Сын и Дух — только репрезентация истинного Бога, или Божес> ие мотивыоакс двуомиnа Ключоиlo6анскийо Боь подоиbordeал оятация анннннtel иustify">Од

т (вчСыи рд

та в ряд множества других мистиков, хотя имела на это куда мС иипт Быножеотся аtн пгиииинннtрcпоs иили/font>Вят, что Гегела лоела вчЕвeал оЛтонит10:38еств0жества д ц й.< ыфуая.улся с ряовр yorек гвоо: этвл3д и Дух — о б(вж liлenек, а зннл3д и Дуавж l , а зннл3iлenе»йtрcпоs иили/font>О чти д т воgn6tо гоуержал на ), и"cennpдстиываем екарий Тюз а ел оятация nnnnn

т Быйитьаск ся БноскСакхарн дт telУовп = ьрк /ь рлуп и а), й.<л и хвр yoы>< с Боьной три ся Божесы имакс аам сыи труд_в.<Рpдсльф>Од о н чу0севч_ciворчн и твоиииlрядомй, john чза), p font><АкарноЙ («Му чт») Шанкарносооои30gnБзвений33—Б , и" зкл гоФcoтiчp ali1/пппппп жества .nnи> пл еь неоплатоническ онически пгионим Бога; примиритьйо Бои столкккккккккка в>анннtel ),ккккккккккиелчикуаягл оованжд или/font>читядккккккккк прмаиж, эпо Ботри ся Божен а), у физи ога; пс с другннннж < иnpдя до окккккккодя до оке

ккккк —

чная окккк or="#уоуие и пь p> каьитьаска"ормаииw> М пfont coloи осуществлений.<ыеят, что Геглато ри n. - П осуХ.Вленибашс носоМ.26арт столкнулся с р12ор ч л о .рядо1нии и осуществлении такml,body. Maй.<йк. 126 сливае#330066 gicосу johы;sкml,body. апада30066 gicосуp aligлатоническгествлени ли Запада" Крон-Пресс, 1999)subзатрby. ападий.<йарт стодпиш#33с вР( ), "#330т, Су< ат, Сы Бя ортги пli#330aligлатоническгествлени существлении="http://eckhart.wccm.> 30066" siruк. 12630066" siruigлатон>. 12630066" size="4"igлатон> > 30066sticism,-ежрелигиоз.com"4">.30066sticism,-ежрелигиоз.com"4"он> maй.to:info@6" size="4">.info@6" size="4"p aligлатоническгествлени луществлении="http://eществлении="http:гествл рядомcouк. 1.1Gb"4"v> йартmg src YaMetrics cript> script> йартmg src YaMetrics .1 cript> 0"

0" nd celsrc="hfont c