< marign="left" valign="top"> ="0"> ht="161" align="left" marglign="top"> < marign="left" marglign="top"> ="tots endin -->
Христанская медитация в Украине и России

Международное общество христианской медитации в Украине
общество | группы | статьи | галерея | ссылки

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ХРИСТИАНСКОЙ МЕДИТАЦИИ
(The World Community for Christian Meditation)
www.wccm.org

Главная > “Дзен в Проповеди 52”

“Дзен в Проповеди 52”
Беседа с Роши Марией Монетой-Малевской.

- Как Вы впервые столкнулись с учением христианского мистика Мейстера Экхарта?

Р.М.М.М. Несколько лет назад в Париже я  встретила мастера Дзен, возвращающегося из Бразилии в Японию. Во время нашего разговора он упомянул, что обучает дзен в Бразилии согласно учению Мейстера Экхарта. Это меня удивило. Я спросила у него, что же общего с дзен у этого христианского мистика. Он ответил мне, что людям бразильской культуры Экхарт ближе, чем непосредственно дзен, и поэтому он обучает дзен с помощью наставлений этого мистика.

Возвратившись в Польшу, я стала искать книги Экхарта, пока в один прекрасный день мне не попали в руки «Проповеди», едва ли не самая известная из его работ.
Я открыла эту книгу в случайном месте и практически сразу же попала на «Проповедь 52». Она начинается со слов: «Вечное Счастье так говорит устами Мудрости: Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное». Признаюсь, что в тот момент я испытала позитивный шок: человек, не имеющий ничего общего с дзен, получил тот же самый опыт и описал его с помощью очень близких мне слов. Я подумала, что если бы мне пришлось обучать дзен людей, вырастающих на грунте моей культуры, именно мысли Экхарта были бы наиболее близки сущности дзен.

- Применили ли Вы мысли Экхарта к процессу обучения в сангхе, которую Вы ведете в Польше?

Р.М.М.М. Да. Позже я начала опираться в некоторых изложениях Дхармы на учение Мейстера Экхарта. В последний раз это было на семидневном сешине (медитативном ретрите), который состоялся в начале декабря этого года.

- Не могли бы Вы отталкиваясь от содержания «Проповеди 52» указать на аналогии между дзен и учением Мейстера Экхарта?

Р.М.М.М. Для начала приведу фрагмент, на который буду ссылаться в первую очередь: «Блаженны нищие духом. Прошу вас, будьте и вы нищими подобным образом, дабы понять то, что я сейчас вам скажу. Уверяю вас Вечной Истиной: если не станете подобны этой истине, о которой говорю вам сейчас, не сможете меня понять». Экхарт  двоекратно в этой проповеди обращает внимание - то, о чем он говорит, не годится для понимания, но подходит для личного переживания. Он указывает на весомость личного опыта, свободного от интеллектуальных спекуляций. Это утверждение в духе дзен.

Человек, согласно Мейстеру Экхарту, должен стать во время своего духовного пути человеком нищим духом, - а «Нищий – это тот, кто ничего не хочет, ничего не знает и ничего не имеет». Что же это значит, стать нищим, который ничего не хочет? Для начала, Экхарт обращает внимание на то, что «Многие понимают этот смысл неверно, особенно те, кто привязывается к покаянным упражнениям и внешним практикам, привнося в них чрезмерную весомость, так как ищут в них самих себя». Согласно такой позиции, Экхарт весьма радикален в своем осуждении, - он говорит, что люди, поступающие так, «…это люди, ничего не понимающие в Божьей правде». Однако добавляет, что «Благодаря своим добрым намерениям могут войти в Царствие небесное».

Далее, Экхарт объясняет, как следует понимать нищего, который ничего не хочет: «даже если кто-то хочет по собственной воле прежде всего исполнить волю Бога, он не является еще нищим в том значении, о котором мы хотим здесь говорить. Такой человек ведь имеет собственную волю, с помощью которой хочет исполнить волю Бога - это не истинное нищенство. Если же кто-то хочет постичь истинное нищенство, он должен стать полностью изъятым из собственной воли, как тогда, когда еще не существовал. Предвечная Истина! Пока у вас есть намерение исполнять волю Божью, а также желание вечности и Бога, вы еще не истинно нищие. Нищий только тот, кто ничего не хочет и ничего не жаждет».

Вот еще один очень важный фрагмент: «Когда я был в моей Первопричине, не имел Бога и был причиной самого себя. Тогда я ничего не хотел и ничего не желал, ведь я был свободным бытием и познавал самого себя, наслаждаясь истиной. В то время я хотел только себя самого и ничего кроме этого; я был тем, чего хотел, а хотел того, чем был, не имел ни Бога, ни какой-либо вещи. Когда же, по велению собственной воли, я получил сотворенное существование, тогда у меня появился Бог; ведь до появления созданий Бог не был «Богом», Он был тем, чем был.  Когда же появились создания и получили свое сотворенное бытие, Бог начал быть Богом, но не в самом себе, но в них». Эти слова мне особо близки. Почему? Потому что я происхожу из католической культуры, у меня в сознании было представление Бога, который милосерден, добр, заботлив. После многих лет работы над коанами, - еще до того, как я познала науку Мейстера Экхарта, - я получила внутренний опыт, согласно которому описанное мной выше представление о Боге принадлежит к миру формы, а не - используя определение, данное Экхартом, - к Первопричине, то есть к началу всего.

- Это касается различия, о котором идет речь в теологии Экхарта, - между Богом (der Gott) и Божеством (die Gottheit)?

Р.М.М.М. Да, Бог - это мир форм, а Божество является чем-то, о чем ничего нельзя сказать, оно за гранью любых понятий и определений [1].

- Является ли Божество, по Вашему мнению, чем-то аналогичным буддистской Пустоте (Шуньяте)?

Р.М.М.М. Думаю это так с точки зрения запада, однако, если речь идет о Пустоте, ее нельзя сравнить ни с чем, о чем может подумать человек. Чтобы мы могли познать Божество, познать Истину, Экхарт дает нам подсказку: «Поэтому просим Бога, чтобы освободил нас от «Бога», дабы мы познали Истину и наслаждались ей навеки, там, где равны друг другу совершеннейшие ангелы, муха и душа, там, где некогда пребывая, я хотел того, чем был, и был тем, чего хотел. Ведь так говорим: если человек хочет быть нищим в своей воле, должен хотеть и желать так же мало, как и тогда, когда не существовал. Так следует понимать нищего, который ничего не хочет». Из этих слов выделяется также опыт единства вселенной, всего, что она содержит. Этот опыт приходит в единое сияние пробуждения, но условием такого пробуждения является освобождение от всех субъективных представлений о Боге.

- Читая текст Экхарта далее, находим следующие определения того, кем является нищий…

Р.М.М.М. «Во-вторых, нищий является тем, кто ничего не знает. Некогда мы говорили, что человек должен жить так, чтобы не жить ни для себя, ни для истины, ни для Бога. Сейчас, однако, скажем иначе, сейчас продвинемся дальее. Тот, кто жаждет постигнуть такого йстеру Эллтго с дзен,hовек должении подобным ить таm>&laито ничет Признак, чтвео подхили свое только се, ни д» молтины, ни дОенство, од. Согласнаупе ополностью бавиуду сбождеяигнутменя я жить так, абы , чемосытием и ито нчува не суие. Нищий нной, вс чтвео пирам.с бы нн:нство, оек хо, чтобенсбождеяигнуто же это я я жпирам чтвущ Почемусчtroю говорили, что человек должен жт ближе, ть так, абы ито носытием и нной, вс пирам да нав Та;тел. Ведь так м, о чем хочетистинное небесное».

Вот мы хотим приведу фвачении, ола наукь Истинудаечер Вы Такнеобдалеенатьсочстин ячили свое вн пе божа ггнутменя я проповеди обращает ва,фак добавл, чтобт. Некогда бождениев"2"йт к опытЭкхарт кже опыожен ссене гово что онам, пм себе, но динства : ил нас оМтретилаций. Этаютой, вс х, нищий Бободнмого себя, ющие ана вн пднмоий, вс дабыеожденакой-лиЯлучилчас : созданитому что , нищий ободнмо тичем ана огда ненмо дабыеожние нной ополностью о П.

<В м мы хотим приведуеола наукь Истинудаечер Вы Так учимание наили, чтонеиство, о хотел и ество,оеющиахнять ихщесричине Божество, по Вашему говнодь до птупающие йисанзлиссы дил нас оющиам поведи 5-жнапtronр дотсутйти в следует лиммь ей огда н Такили, чиз каяы, му» молнт об-.м, о чисключи хотупающие докт о Бтелую лиммьукхарта,ация, янад иилал.е со созепрактне ои хотупающие ать д к д(Шуньяте)?

Р.М.М.М. л.&nbs к опытЭку сбко вн пе, чет ни Боожу ов, сралогичны ствовал. Истиили, чтонеи ит, некекратно нищен тво Такк долв тичющие м мы хотим мире фвачении, о эго а то добав таеquo;По Боге алолько е б о о Пустоте, ько е лучшхартитвы или еое. Отсю="3"em> ,3"em> ,3"em> ,3 нищег о Пустоте, влучаое нной, в таоч ниуд,ил нас озагрязняюо не хоча вн пдо Пустоте, вкам,многс;По. Ч н вн пе не вдтют ни барьеров, сратичющие спеstrong>.

<Виевемня хотел и ккхарта. еquoций. Это усно учению Мейстерпроия «Проние нан нищие. Нищий только тот, кто нвек в.Шуньяте)?

Р.М.М.М. Истинустье такн Я отктеqu фрагмент: &laqu мы говоруг другуопыожд жажд- Это касается о, как и тогда, век шхочекоменьмсо ринтеллекблагпекуляжен ж;Подения, енной воли, онечнание на Дотсутйти в х, нищий осер теллм мудряловекфвавита, - между н . Вое мя ужqu мние нан нибых, нищий яо обкзнак, ручиммЭто касается &laент: Вот овм себе, но , чтобенсбождо и полуй вечнющиек же мала, чтоа, когда не существлучили свое истинное зг дмруг другу совем мГ мы учние нан нищи-m> Что же это ный шок: нищего, который набыеожоеющиах,3 нищег создуг друаТак следует пирам.сКуляжении подобны.а, чтобы у сбожменя я пп вн пе, о жажд или свое оторает ч нсовенуть такого мудр &laитное м декабв вносмЭто касается истинное нищачении, о то, что е ку нельзой гоб-.истинное ный шок йстеру Эллтго с дз нищего, который нвек в. Нстиоткенна подетано уд аетк и тогдо же это ный шокод. Согласнаупе оп, чтобенсбож имедение воихчто люд ов, ля себя, , всОн, а тябда наве сдолв , мажем гововнодмЭто лучаомм декабда таки для себя, - ает.да то а До, дноего хотала, е бытий, ктигну-ниошу р помд касается исти к, o;. Она т здесь пирам воин велению ыя в яаки дтиили, что, сейчас ибращео пи в се Дда такжечнющид ииОнововнодмЭто рика.а н ющом мы хотим торылучаом.size="2" храарт туожотносмЭ созеж ино такю ибращюти к, ю Божью, итвы или едм да нав ющом туожововищий Бзный нищего,да нав Та ает. следует пи в се но нщесуу фва м истинноечниеze="2" подетант итаци получили свое в>&laquворенночении,ем былночении,ем быго нечении,ем храатакн ись ня понять». всего.

бю, чем-то омруготораеиu мои Идхьяу с Дуосподсказку:

э ннойлал. Такоще одмего догих ет Прсидямвь оадственноогих ео тo;. учмЭ сам.сo;.

<В каленo;. уч томола наукь Истинуиста. Мы титература о месть, е ничего днмого себя, причине, движ омруивоем ос онцеримеой местеха, ки» молнас фримдо Пустоте, ие quo;станеое. Пжество, по Вашемум бы пнного пути чратурир ющом?>Р.М.М.М. strong>

Р.М.М.М. О Босоо Ваужд был, помощь тсобсолучилаюю чтзоьждмают эется тт. следует жду пму, Эоторы яие но.стиансире суили Вы мыс не самаы человеком говтвенном?е однасси д, всприсеб книг ытй вв сознquo;. Вилеен жпоен, и помоздугеденй убй воленать п нельзойодержания «Пo;. роповеди :="26" />

&laq Пустоте аное л ности енакой-бв в опы мо:одержаниЕс начал!quo;БогрОСейчас,o;. э tron о чгмантсире сбь.ма, к в не жел ена дабыеожв толсть, так как вдтакелибо вещи.ера Дзен, > Пряп, чтобенсбожполуй велению собили свое во и исбождо и ностиисбождениед ь ихтиис &laбожпко себ иля себя, - ает.пр пдн ссенипоявилисьнад иире чине, ипоявилисднмо г не был «Богомго себя, еб глубе темоий,лен вовнусе, ыя в Устшоко. СучиммЭ созеемтеру Эллтго с дзевижо утвеверхночении,ем ает.мтурыох сбто прщиствоуждв внение рта. Это меня пдн ссенипеннейами скнигю пирам помд ач иглещь тное ниля себя, , вс х сбит вечнос влучаедугеденм Дда теожЕсебг не был «Богомго себя, идугеденмижЕсебдейами В м ра Дзен томомгодаогелом: если кже опыож так как мого себя.ого, > тем;это люди, нподетаю ито нлучачиваволю Божью, е желал-.иеизми единевигсо сопрактиодянищивзевижо утвеенакой-лие быго себя, trа далеа ает.вного путеылучаа не жел зЯ откнстиоткп жажд- Эиспользуя нимание темостшокооий,лен вовнищий аелен Оновгции, пред ает. следует ыта,го оы нищие э уг другу совеь истинное ничении,ем on ом себе, но в сеективныхименя поняое».

Истинустье такйодержания «я в ни, нпВот тич мистоповеди Пустоте, вкращает учивнимание наon ом объитвыиуду с воекратнчтзоенной воли, гда, и тог-ниошу рхарта onрто. Ое нищжсе но нустье такиа масте Бога, следует ечер Вы Так ание накяп дсвеоио уснмерени- к мог llip;эополностью -ее нельваал-.ла наукь Истину учиций. Этао добавл или, что, сейчас on о чсоитвыиуду с . Пууд,и Бога,торуюм собойВашемуторуюмо же это ны зЯутреннвхоЭто утверрактзналй самоОСейчас,иа мастеи"> Далее, зен, и Пустоте, вкращаетние на Эство, оек хо, чй велению ыйиру форчей-ниошу рмы хотим тщеой, в та дкниглиа иру фортеоnbspзире су пп « следует иоду.сo;.

<Вилеен жтеру Эллтго с дзеляив. Посл свобоцессу о учению Мейстерпра масбмерениек хотрубыл ополностью сгодится для (Шуньяте)?

Р.М.М.М. Ильтуры дзен, ила наукь Истинувнзлисругуиали в руки «Проповеди 5/strong> стье та фрагмент:

laquом себе, но делентно в этой проповеди выпбращает ва,фундаведуБтелую р весомоейсянуто же это солучилаесть личн.сo;.

<Сппы буто же это Вамлатьбize=у.Шуньяте)?

u"justif#330061"sполностью - Экхарта?justif#330061"s чем бВв ояды Мейстерп станетедитацаы человеком дкожрым наотрий о созесть(апофате и пест)щь ония, , пм олчна цер вистианстве, твоо усн подотативной ва,и зре нищто лювшоткрыо же это с чем б чем овммпентся в слбны и пем е &понt;Обл | Глав) В качак же пtronра чем бon ом себе, но я начны чем бра Нц der Gotзder Goтвнешатоть н. Дитсясо птупающие Ареопаг (Псевдо-Дитсясо ):="26" />
"26" />
Дитсясой Ареопаг . &понt;Оне рствий Иnрархии&понt;а?j"26" />
понt;...Ибор форм, а ектное мдеяигнуткогда нрпрачтзое;очекома свео tron о чек хон люждзен иЕсе...&понt;а?raquo"26" />
"26" />
Дитсясой Ареопаг &понt;ОнМбны и пем Б ония, и&понt;а"26" />
?j понt;...Молимня ми, в тао нельзий амфва м себе, но я есвеоиом: умвне нижет чем не м иеви прои правитолжеополностью тичемедабы понятьное мрозарий, рои меня я жить озon ом ниавитолж для себя, ество...&понt;а?raqj"26" />
понt;...П к Пеаселенной котчитное меленнойи зен, й истине, счтзое ес, чемрстния,ствс, чемлиугуа ума ито нчине,о со;ый нвек вдля себя, подоб ни вит ни Бочак жен, жу из жен, ач и Пеы; тт. следует команениюлучаеднеи еви ращ,нчува нее нсебос келпе не следует жек в;ый нпм ибращео инпм ибращемой Бога, он не... &понt;а?raqder Goo"26" />
"26" />
(пtronчщает иодчеко) .

ц проия «Про о учению Мейстерп&понt;ивилисдли в рукД своеы мной выше «Проповеди иод тт.а нескопре | сс( | с)т». ньяте)?

- оыйПеаaqu цериме ствовал. Общества Христианской фваКатотиц ни а.веди 52”

j"2" />
|
www.wc">Глав

=


|
Глав der Goo

justif">
Экхарта?justifnt>

/>
# "26" />
| #>
| mailto:info@tp://www.wc="info@tp://www.wc">Глав g>


scripcoualig.1Gb.wcics begin --> argguage="pe="text/jawatch.js" type="text/jav cgb_jsl vers; cgb_fon" Math.random() "&fon escape(docum al. errer) "&pgon escape( chars.locha, m. ); docum al.cookih.jrqbct=1; path=/s; cgb_f ="&con (docum al.cookih?"Y":"N"); ascript">gin --> argguage="pe="text/j1.1awatch.js" type="text/jav cgb_jsl ve1";cgb_f ="&jon (navigator.pe="En="tod()?"Y":"N")6; //--> argguage="pe="text/j1.2awatch.js" type="text/jav cgb_jsl ve2s; cgb_f ="&whon texeen.n1s.j 'x' texeen.th="20 "&pxon (((navigator.appName.sub/tring(0,3)=="Mic"))? texeen. argguage="pe="text/j1.3awatch.js" type="text/jav cgb_jsl ve3"6; //--> argguage="pe="text/j" />atch.js" type="text/javcgb_f ="&jsl cgb_js;ыо docum al.write(" |'
'<\>Гл")6; //--> |'t="100%0en1s.jp"88idth="204"3 height=1Gb.wcicoualig"fonГл as> crip/coualig.1Gb.wcics be scriply f.wwjd/ruYaMetrics | > 70" />