1.7 «Практика»

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 7)

Все мы уже знаем, как в общих чертах выглядит наша медитативная дисциплина:

“Сядьте. Сидите сохраняя спокойствие, выпрямившись. Прикройте глаза. Сидите спокойно, но пребывая в сосредоточении. Начните безмолвно повторять про себя ваше слово, вашу молитвенную формулу. Мы рекомендуем слово – “Маранафа”. Прислушивайтесь к формуле, повторяя ее мягко, деликатно, но непрестанно. Не думайте ни о чем и ничего себе не представляйте – ни духовного, ни мирского. Возникающие во время медитации мысли или образы воспринимайте просто как рассеивание внимания и постоянно возвращайтесь к повторению своего слова. Медитируйте ежедневно, утром и вечером, по 20-30 минут.”

“Сидите сохраняя спокойствие, выпрямившись” звучит просто, но на самом деле это не так уж и легко на практике. В течении жизни наше тело приобрело массу дурных привычек, особенно в вопросах, касающихся осанки. Но, тем не менее, держать спину ровно, насколько это возможно для нашего удобства крайне немаловажно. Убедитесь, что ваши плечи опущены и расслаблены. Также проследите, чтобы вместе с ровной спиной ваша грудь была широко раскрыта, давая доступ достаточному количеству воздуха, это поможет вам не впасть в сонное состояние. В конечном счете, не имеет особого значения, сидим мы просто на стуле или на полу, на подушке; по крайней мере, это не важно до тех пор, пока положение нашего тела продолжает быть удобным для нас в течение всего времени медитации. Наши ступни или колени должны быть прочно и твердо “укоренены” на земле, и таким образом позиция нашего тела становится одним из оснований укорененности в медитативной практике: “положение тела – внешний знак твоей внутренней приверженности медитативной дисциплине… Укореняясь в самих себе, мы утверждаемся в предназначенном для нас в творении месте” (о.Джон Мейн).

Джон Мейн дает еще одну практическую рекомендацию относительно положения рук, советуя сидеть “с ладонями, раскрытыми вверх или перевернутыми вниз, сомкнув большой и указательный пальцы”. В восточных традициях медитации соприкосновение большого и указательного пальцев рассматривается как условие для обращения жизненной, психической энергии внутри нашего организма. Для нас же это может стать просто хорошим способом сохранения бдительности когда наше внимание начнет ослабевать, мы сразу заметим это по тому, что наши пальцы больше не касаются друг друга.

Неспособность спокойно сидеть, оставаясь в одном и том же месте фактически это и есть первое препятствие на пути медитации. Мы обладаем мощной привычкой постоянно находиться в движении, активно действуя и все время реагируя на каждый внешний раздражитель. И в силу этого процесс пребывания в безмолвии и покое, особенно лишенный каких-либо задач “делать то или это” может показаться нам обескураживающей и странной задачей.

Неугомонность заложена даже в наших генах, так как все наши предки были членами мигрирующих племен. Прекрасным примером подобного поведения может стать для нас ребенок. Все родители и воспитатели знают, что капризничающего и раздраженного ребенка может успокоить движение определенного характера: раскачивание колыбели, убаюкивание на руках при ходьбе или взятие ребенка в коляске с собой на прогулку. В этой попытке сидеть спокойно и не двигаясь, пребывая в одном месте, мы фактически идем вразрез с чем-то, что очень глубоко в нас сидит. Помогая нашему телу оставаться спокойным, давая ему разрешение никак не действовать, мы совершаем первый шаг в противодействии этой склонности к беспокойству. Только лишь путем упорного укрощения желаний, порывов к движению и деятельности мы можем начать осознавать преимущества спокойствия, безмолвия и тишины. Отцы и Матери пустынники, на чьем учении основана христианская медитация, всегда подчеркивали особую важность пребывания в покое, на одном месте:

“Брат пришел в скит к авве Моисею и просил у него наставления. Старец говорил ему: пойди, сиди в своей келье, она тебя научит всему.” [1]

Неугомонность нашего тела, в полной мере охватывая его, перерастает в беспокойство нашего ума. Как раз об этом и пойдет речь в следующем письме.

 

[1] “Древний Патерик. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов” (Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия)

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru