о.Лоренс Фримен OSB “Великий пост 2019” (II неделя)

II неделя

Суббота II недели Великого поста

Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». (15: 1-3, 11-32)

Одной из наиболее интригующих идей современной космологии является представление о бесчисленном количестве параллельных вселенных. Но, конечно, нет никаких фактических доказательств этого. Скорее, это научное свидетельство о творческих способностях разума, которое можно увидеть в красоте математики и элегантности вселенной, рассматриваемой в макро- и микрокосмическом масштабах. Действительно, существует неявный порядок гармонии, красоты и взаимосвязанности, который можно воспринять, несмотря на существование хаоса, массовых убийств и невинных страданий.

В трактате «Облако Неведения» говорится: «Познать Бога мыслью невозможно, только любовью». В этом характерном для мистического сознания утверждении слово «любовь» означает не просто эмоцию или волнение, как некое чувство из диапазона человеческих переживаний удовольствия и боли – хотя эта любовь присутствует и там. Любовь означает разум духа, тоесть разум самого Бога, который может быть познан только при участии в Его собственном существе. Все мы знаем, что когда мы влюбляемся, мир выглядит и ощущается совершенно по-другому. Когда мы погружаемся в любовь, само наше чувство себя постепенно подвергается массивной трансформации. Мы не знаем, куда это нас приведет. (Мистик скажет, что в конце концов мы уподобимся Богу*). Но любая истинная форма любви, даже самая эгоистичная на первый взгляд, содержит фрагмент целого, вкус прекрасной гармонии всех вещей.

Очень часто низшие уровни человеческого сознания вмешиваются в критические переходные моменты нашей жизни. Вместо того, чтобы углублять любовь, мы выбираем собственничество, печаль и ярость – позволяем им себя поглотить. «Всякий человек учивает то, что любит», писал  Оскар Уальд. Но стоит вспомнить как отец в притче о двух братьях (один из них – блудный сын, другой – неприветливый старший брат) отбрасывает все свое достоинство и право упрекать своего своенравного сына, вместо этого обнимая и целуя его. Этот сюжет напоминает нам, что вселенная дружелюбна. Несмотря на столкновение галактик, извержения вулканов и человеческие злодеяния, когда мы возвращаемся домой, нас приветствуют.

Подумайте о том, что вы чувствуете, когда возвращаетесь к медитации через некоторое время, когда вы не медитировали. Возможно, вы откладывали практику, потому что представляли себе, что за пропуск или опоздание будет наложен некий внутренний штраф. Вместо этого есть прекрасное чувство «отсутствия вины» (согласно одной из формулировок трактата «И Цзин») и безоговорочный прием по возвращении домой к нашему глубинному «Я».

В это трудно поверить, пока ты не почувствуешь это. И трудно опереться на это чувство, потому что люди крайне редко проявляют богоподобие. Как часто между нами происходит безоговорочное прощение и примирение? Тем не менее, даже будучи детьми, мы обладаем врожденным чувством справедливости и интуитивно надеемся или верим, что реальность подобна этой справедливости. Таким образом, наш внутренний микрокосм отражает целое. Мы бы знали это Целое, если бы только могли быть подлинными, реальными. И пока мы не согласимся быть такими, Бог будет для нас таким же воображаемым и недосягаемым объектом, как и параллельные вселенные.

* «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом» Св.Афанасий Великий

Пятница II недели Великого поста

Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно. Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем. И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. И пошёл Иосиф за братьями своими, и нашёл их в Дофане. И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идёт сновидец; пойдём теперь, и убьём его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И услышал сие Рувим, избавил его от рук их, сказав: не убьём его. И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он, чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его. Когда Иосиф пришёл к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нём; и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нём не было. И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут пряности, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем кровь его? Пойдём, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нём; ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались. И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва, и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет. (Быт 37:3-28)

Это отрывок из истории о братьях Иосифа, замышлявших изгнать его из-за ревности к их отцу Иакову. Они не стали убивать его своими собственными руками – по их представлениям, это навлекло бы на них несчастья – просто бросили его медленно умирать на дне пересохшего рва. Этот сюжет разоблачает скрытую историю нашего мира и большую часть нашей семейной жизни и религиозно-социальной политики. Тревожит то, как часто ревность становится решающим мотивом наших поступков. Даже Бог представляется нам «ревнивым Богом». В одном ревностном комментарии, защищающем буквальное значение библейского текста любой ценой, говорится: «Божья ревность уместна и хороша». Ревность является неизбежным следствием фаворитизма: избранная раса, пророк, который превосходит всех предшественников, стремление завладеть спасением и избранностью в любой форме. Как же трудно тому, кто сочетает монотеизм и жажду быть любимым больше других, поверить (как и апостолу Павлу) в то, что у Бога нет любимчиков («Нет лицеприятия у Бога, Бог судит всех одинаково, Бог беспристрастен», Рим 2:11).

У вас, вероятно, есть антивирус на вашем компьютере. Эта программа защищает от компьютерного терроризма хорошо спрятавшихся и обособленных людей, которым может показаться, что они подключаются к другим исключительно через Интернет. Быть онлайн-персоной – рискованная игра. Нам также необходимо внутреннее сканирование – испытание совести, духовная бдительность, хранение сердца. Вирусы, такие как ревность, расизм или перфекционизм, скрываются в глубине темных привязанностей – в наших глубоких жестких дисках. Медитация ищет их. Мы должны быть готовы к борьбе, которую эти вирусы станут вести, прежде чем будут удалены – их энергия преобразуется и снова вернется к нашей основе, нашей изначальной благости. Великий пост – время для подобной весенней уборки.

Современная обеспеченная культура уделяет большое внимание выбору образа жизни и способам улучшения нашего физического и психологического благополучия. Сколько разговоров вращается вокруг «полезной для вас» еды и овощей, которые для своей диеты предпочитают знаменитости. Сколько говорится о диетах, которые спасут мир, и о новых полуфабрикатах эзотерической мудрости, «которые теперь доступны для всех». Все эти «открытия» и те реакции, которые они вызывают у современных потребителей новостных лент, похожи на стаю птиц, которая постоянно взлетает и мечется в разных направлениях. Гораздо меньше внимания уделяется нашему психическому состоянию, в котором мы за всем этим наблюдаем.

Мы мало заботимся о том, что вбирает и поглощает в себя наш ум – о том, на чем мы сосредоточены и к чему серьезно пристрастились. Поэтому сегодняшние фанаты здорового образа жизни и правильного питания напоминают «гордых дев» прошлых веков. Мы можем быть очень осторожны (и правы) на одном уровне и, тем не менее, разрушить смысл и пользу всего этого на другом уровне. Гордость как ревность – это наше падение. Как сделать эти двойные стандарты общепринятым образом жизни? Просто найдите побольше людей, которые с вами согласятся.

Почему мы так любим свои мечты и так часто презираем или высмеиваем мечты других? Стремление поделиться мечтой может вдохновить каждого из нас на самопожертвование и служение. Но также это стремление может развязать коллективный кошмар и найти козлов отпущения среди тех, кто наиболее уязвим. Следите за своими мечтами.

Сканирование глубин нашего разума на предмет возможных вирусов и проверка характера наших мечтаний – это и есть труд чистой молитвы. Единственный верный тест – избавиться от всех представлений о наших надеждах и убеждениях – концептуальных, словесных или образных. То, что всякий раз переживет эту радикальную очистку нашего ума – это и есть то чему можно доверять.

Четверг II недели Великого поста

Иисус сказал фарисеям: Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме; но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят». (Лк 16: 19-31)

Наше материальное, физическое благополучие – весьма щекотливый вопрос. Мы чувствуем это всякий раз, проходя мимо нищего в метро или на улице. Осознавая собственные привилегии, наше благополучное положение в обществе, мы на мгновение забываем о наших обычных жалобах и проблемах: ведь в этот момент мы понимаем, что все может быть намного хуже. Если мы будем думать об этом дольше нескольких секунд, мы можем представить себе неосуществимый сценарий, в котором наши роли могут быть изменены на противоположные. Ведь даже те, кто облечен властью и могуществом, могут быть сброшены с престола. Затем мы думаем, не подать ли нам что-то этому нуждающемуся. Почему, в конце концов, мы это делаем? К кому мы добры на самом деле? Влияет ли эта короткая встреча с другой стороной общества на наш образ жизни, наши жизненные ценности?

Однажды в прекрасный летний день я вышел из помещения на яркий солнечный свет. Все люди казались счастливыми – даже молодой человек, сидящий на асфальте с протянутой рукой. Наши глаза встретились, и я не задумываясь сказал: «Сегодня прекрасный день, не правда ли?» Он с энтузиазмом кивнул и сказал: «Да, замечательный… надеюсь, что он будет оставаться таким же и дальше». Это была мгновенная путаница наших ролей, но она также была частью этого прекрасного дня.

В сегодняшней притче о богаче и Лазаре мы слышим о том, что существует «великая пропасть», останавливающая всякого, кто желал бы «перейти с одной стороны на другую», и не дающая ничему «оттуда» перейти «сюда». Таковы последствия нашей самоизолированности в реальности, где причина рождает следствие. Мы настолько озабоченным улучшением и защитой собственного благосостояния, что, по сути, преднамеренно игнорируем возможность улучшить состояние нуждающихся или даже просто признать их существование и проблемы. «Великая пропасть» посмертного мира видна и ощутима каждый день для тех, кто обладает минимальной чувствительностью. Это главная причина нестабильности и беспорядков в современном мире – протест униженных. «Нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить», – сказал Иисус, но «пропасть» между людьми разного благосостояния становится все больше, и сегодня это наша основная проблема.

В нашей постной практике – когда мы отказываемся от чего-то или беремся делать что-то дополнительное – мы надеемся вновь возвратить себе чувство реальности. К сожалению, мы склонны избирательно относиться к тем аспектам реальности, которые мы хорошо знаем и с которыми связаны. Некоторые аспекты реальности мы, напротив, выделяем для себя, – и наслаждаемся ими. Другие мы отрицаем или предпочитаем забыть. Т.С. Элиот называл это «преднамеренным обольщением» (решением не видеть), разоблачая наши игры разума и раскрывая хрупкость любой ложной реальности, построенной на них: безмятежность – преднамеренное обольщение, мудрость – лишь знание мертвых секретов. Бесполезность во тьме, в которую они заглянули. Или на которую они заставили закрыть глаза.

Мы не можем быть избирательными в отношении реальности, не ставя под угрозу все. По сути, «святость», к которой мы стремимся во время Великого поста, является не моральной добродетелью, а скорее вопросом восприятия – того, как мы видим то целое, частью которого являемся. И спасение не в том, чтобы избежать наказания вечным адским огнем, а в том, чтобы ценить и экономить время сейчас. (Сегодня начинается весна).

Среда II недели Великого поста

Восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мф 20: 17-28)

Евангелие предлагает нам представить себе новое видение мира. Евангельские образы показывают нам новое, необычайное видение человечества и общества. И если видение Евангелия ничем нас не смущает – значит, мы просто еще не смогли представить себе его в полной мере. Все это может начать сбивать нас с толку – ведь подобное видение воспринимается нами одновременно как абсолютно истинное, и, тем не менее, нереализуемое на практике. Но даже если оно покажется нам в какой-то момент нереалистичным, мы не должны его отбрасывать: ведь таким образом мы преуменьшаем самих себя. Конечно, нам хочется воскликнуть: «Это что, серьезно? Миропорядок, в котором власть имеющие ведут себя, как слуги, и где люди любят друг друга не из-за жажды власти?» Помимо всего прочего, Великий пост – это возможность для всех нас проверить, как именно мы используем любую имеющуюся у нас власть, – и способны ли мы на служение тем, у кого нет вообще никакой власти.

Находясь на этом уровне сознания, мы не можем вступать на путь воображения, пока не выйдем за пределы узости нашего видения и понимания. И религия существует именно для этого. Она должна обращаться к нам с вопросами, но не бомбардировать нас готовыми ответами. Вот почему великие религиозные гении обладали гениальностью простоты: когда мы слышали их слова, у нас захватывало дух от изумления, – а не от радости победы. Взять, к примеру, притчи о Царствии.

Царствие Божие подобно человеку, нашедшему сокровище, закопанное в поле. Он вновь закопал его и с радостью пошел и продал все, что имел, и купил это поле. Тридцать три простых слова (в английском тексте), описывающих ясную последовательность событий, могут заставить множество умных людей говорить часами и вернуться на следующий день, чтобы продолжить обсуждение. Интерпретировать множество значений в элементах этого отрывка – значит раскрыть самих себя и, если хотите, узнать себя лучше, чем раньше.

Почему этот человек вновь зарыл сокровище? (Чтобы другие о нем не узнали. Чтобы сберечь его. Потому что оно принадлежит полю, на котором было найдено. Потому что хотелось позвать других, чтобы и они о нем порадовались. Или, возможно, это было такое сокровище, которое должно было остаться под землей, чтобы вырасти). И почему человек ощутил такую радость? Почему эта радость привела к безрассудной продаже всего? Что означает «покупка» поля? Могут ли быть некоторые из ответов верными, а некторые – нет? Возможно ли, что некоторые ответы более правильные, чем другие?

После утренней медитации мы вскакиваем на ноги и отправляемся в мир с открытым сознанием, что помогает нам не навязывать себе и окружающим заранее заданные ответы на каждую ситуацию, не обращать других насильно в свои убеждения, но стремиться к истине с помощью поисков и духовного разума. И когда вечером, внутренне намного более растрепанные, чем были с утра, мы вновь садимся неподвижно, позволяя своему внутреннему пространству привести себя в порядок, не просто оценивая день как хороший или плохой, но проверяя, что он действительно значил для нас. В этом ежедневном ритме мы одновременно восполняем силу своего воображения и сдерживаем склонность фантазии вводить нас в заблуждение.

Вторник II недели Великого поста

 “Каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его; но думали, что Он идёт с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми. И, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет; и был в повиновении у них. (Лк 2: 41-51)

Мы по-прежнему не понимаем многих вещей, о которых говорил Иисус. Мы можем справиться с этой неудачей двумя путями:

1) считать, что Он не говорит ничего важного для нас, потому что нам не нравится, когда нас выводят за пределы нашего понимания.

2) свести смысл сказанного к тому, с чем мы легко можем справиться – игнорируя более глубокий духовный смысл, соглашаясь на черно-белое моралистическое послание.

Какой бы из этих подходов мы ни использовали в отношении духовного измерения, это будет отражено в том, какой мы находим смысл в событиях нашей обычной жизни.

Несколько дней назад некий “сторонник превосходства белой расы” в тихом цивилизованном городе, в весьма приличной стране с высокой социальной ответственностью, устроил совершенно безумную бойню богобоязненных мужчин и женщин во время молитвы. Какое-то время после подобного события весь мир чувствует единство с семьями жертв и всех жителей Крайстчерча в Новой Зеландии, сопереживая им в их горе. Так очередная вспышка бесчеловечной ненависти снова напоминает нам о необходимости создавать и укреплять общие основы человечности. Мы помним, что то, что объединяет, имеет большее значение, чем то, что разделяет. Но иногда – и это парадоксально – худшее пробуждает в нас лучшее.

Тьма может вторгаться в человека и наводнять его, по отдельности или массово. Мы называем это “тьмой” потому, что вызываемые ею последствия заставляют нас закрывать глаза. Мы предпочли бы этого не видеть. Но тьма становится видимой, а демоническое – осязаемым, что порождает кошмар. И, что еще хуже, это принижает значение человечности повсеместно. Подобно тому, как героическая добродетель или святость поднимают нашу самооценку, напоминая нам о том лучшем, на что мы способны, так и бесчеловечность заставляет нас задаться вопросом: созданы ли мы по образу Бога, являемся ли «другим Христом» («Christianus alter Christus»*), или как подобным образом буддисты говорят о человеческом достоинстве – обладаем ли «природой Будды»? 

Конечно же, если мы не захотим увидеть и нечто другое. Когда мы произносим фразу «видеть тьму», то словно подразумеваем существование какого-то темного невидимого света. Но на самом деле мы не можем видеть без света, ведь само видение (как и сознание) – это и есть свет. Точно так же, как вселенная наполнена таинственной темной энергией, которую мы не понимаем, так и определенный вид света, который мы не можем понять, светит даже в самой плотной тьме, и тьма эта не может его погасить.

Если мы ненавидим тех, кто ненавидит нас, какую награду мы можем ожидать, кроме эскалации ненависти, оргии самоуничтожения, которая в конечном итоге завершает каждый триумф зла? Конечно, когда мы видим, как стоящие на молитве люди уничтожаются безумцем, или когда мы наблюдаем намного более рутинные, но оттого не менее страшные явления, как заключенные в тюрьму невинные, или эксплуатация бедняков, мы должны чувствовать чистый гнев пророков. Но если этот гнев ведет к глубокой ненависти и насилию, тьма только сгущается. Когда в коротком официальном ритуале, открывающем судебное заседание, судья назвал арестованного «Мистером», он тем самым отказался унизить человеческое достоинство даже тех людей, которые отрицают человечность других.

Свет светит во тьме. И мы видим, пусть и сквозь слезы, как триумф зла может быть обращен вспять человеческим прощением, становящимся нашей окончательной выигрышной картой.

* Согласно св. Августину, каждый христианин является «другим Христом», «Christianus alter Christus». Св. Иоанн Павел II пишет об этом в книге «Переступить порог надежды»: «Христос присутствует в каждом христианине по благодати крещения и остальных таинств. Поэтому уже Отцы Церкви говорили: «Christianus alter Christus» (христианин – другой Христос)».

Понедельник II недели Великого поста

 “Иисус сказал ученикам Своим: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.” (Лк 6: 36-38)

Вчера мы размышляли о физической трансформации, которая сопровождает переживание глубокой духовной реальности. Это нечто более значительное, чем уплотнение серого вещества мозга, наблюдаемое учеными, наблюдающих за регулярно медитирующими людьми. Евангелие говорит о том, что именно сострадание ведет к тому, что физическое измерение насыщается духовным – «будь сострадателен, как Бог сострадателен». Сострадание ведет к переполняющему изобилию. Ничто не могло извратить это послание больше, чем обольщающее сегодня многих «Евангелие процветания», говорящее о наградах и наказаниях и связывающее слова Иисуса с корыстным оппортунизмом финансовых сделок («Отправьте пожертвование проповеднику, и Бог удвоит его для вас»).

Однажды я посещал приют матери Терезы для умирающих в Калькутте. Все кровати там были заняты, и на полу лежало множество страдающих людей. Меня попросил подойти к одному очень ослабленному человеку, лежащему на полу спиной к нам, и дать благословение. По внешнему виду этого человека я даже не смог определить пол. Встав на колени я увидел истощенного молодого парня. Он был совершенно неподвижен и мне показалось, что он уже мертв. Я коснулся его плеча и был шокирован, когда он с удивительной быстротой повернулся ко мне. Он приподнялся на своей тонкой руке и посмотрел на меня широко открытыми глазами, наполненными блаженством. На миг я задумался о том, что, возможно, отвлек его от чего-то, что он созерцал. Но он пребывал в совершенной сосредоточенности. Не он, а именно я получил благословение, когда его взгляд проник сквозь стены отличий, разделявших наши личности, и на мгновение привел меня к своему видению.

Святой Августин говорил, что видение Бога, которое является целью человеческого бытия, состоит не в том, чтобы «наблюдать за Богом» на большом расстоянии, как за неким отделенным от нас существом. Да, такими являются изображения, которое мы видим на многих древних картинах – это иерархия человеческого общества, которую мы повторяем, воображая небесах, где одни сидят на первых и лучших местах, а другие размещены в порядке уменьшения важности. В отличии от этого, говорит Августин, видение Бога состоит в том, чтобы разворачиваться друг к другу и смотреть друг другу в глаза, видя Бога в них. Это рождает в нас блаженство, которое другие сразу видят в нас и переживают его еще сильнее, потому что они увидели это в нашем отраженном взгляде. Это ведет окружающих нас к еще большему блаженству, увеличивая счастье в нас – и так до бесконечности.

«Отдавание», описанное Августином не поддается количественной оценке. Мышление в категориях количества терпит здесь крах. Реальной является только соразмерность. Чем больше мы отдаем, тем больше мы получаем, пока не станем водопадом, обрушивающимся в огромный поток радости. Это длится ровно до тех пор, пока мы не начнем задумываться о том, как же долго это еще продлится и как бы нам это не утратить.

Сострадание, как и настоящее добро, не вознаграждается. Оно высвобождается и само становится наградой, цветением в безграничной щедрости нас самих. Оно начинается с взаимного взгляда и продолжается вперед, в бесконечную перспективу обратной связи.

Так что, возможно, постная практика сегодня может вот чем: устанавливать и удерживать зрительный контакт без страха.

II воскресенье Великого поста

“Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Иисус на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Пётр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.” (Лк 9: 28-36)

Несколько лет назад наш лондонский медитативный центр посещала одна молодая девушка, которая все время находилась в состоянии сильного недовольства всем. Она смотрела исключительно на темную сторону жизни, привычно сосредотачиваясь именно на том, чего ей не хватало, а не на положительной стороне. Она была сверхчувствительна, реактивна, и все старались очень осторожно с ней обращаться. Однажды она сказала нам – как будто это было доказательством ее давнего убеждения о том, что вселенная была полна решимости уничтожить ее – что ей поставили диагноз, агрессивный и неизлечимый рак. В течение следующих нескольких месяцев она продолжала приходить в наш центр и медитировать с нами, и некоторые члены общины проявляли к ней особую доброту и терпение. Ее горечь усилилась, но, по крайней мере, она не отказывалась от того терпения и сострадания, которое к ней проявили окружающие. Мы постарались помочь ей найти место, в котором она смогла завершить свой жизненный путь. Когда ее госпитализировали в хоспис, мы продолжали ее навещать.

В одно из воскресений, после мессы в нашем центре, я пришел к ней, чтобы она могла принять причастие в больнице. Она выглядела ужасно, и ее нахмуренное лице было полно гнева. Когда я сказал, что могу причастить ее, она поморщилась и сказала: «Ну, это не принесет мне особой пользы, не так ли? Нет, спасибо.» Но она сказала, что хотела бы, чтобы я посидел с ней немного. Мы немного пообщались, она жаловалась и рассказывала о какой-то современной знаменитости, ведущей злачный образ жизни, и о том, что ее какая ее жизнь яркая и успешная. О себе же она говорила, что она напротив, всегда была «хорошей», исполняла заповеди и вот, теперь оказалась в одиночестве и умирает молодой. Я слушал ее. Затем она достала блокнот, посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я прочитать ее стихи. Я, откровенно соврав, сказал «да» и заглянул в блокнот, но не смог прочитать ее почерк, и потому попросил ее прочитать мне вслух.

Она начала читать стихотворение под названием «Песня китов», описывающее песни, которые киты поют друг другу на огромных расстояниях глубоко в океанах. Это было нечто искреннее и глубоко трогательное, нечто превращающее силу ее одинокого страдания в слова красоты. Это была песня, которую она пела, пребывая за гранью себя. Прочитав до конца, она бросила на меня быстрый взгляд, чтобы увидеть, как я реагирую, и увидела, что я тронут. В тот момент она, подобно Иисусу на горе в сегодняшнем Евангелии, была физически преображена. Ее худое истощенное лицо излучало красоту и некую славу. Ее глаза радостно сияли видением реальности, скрывающейся за завесой плоти и сопутствующей всем ее бедам. Это был краткий миг, но этот миг был вне времени. После этого она причастилась. Вскоре ее привычное выражение лица снова вернулось, хотя теперь оно и стало более прозрачным. Она умерла через несколько дней.

Чистая молитва течет в человеческом сердце глубже, чем слова, мысли и чувства. Иногда она проламывает поверхность, и тогда тело трепещет и физически преображается. Духовные практики великопостного времени напоминают нам, что тело – это инструмент и таинство. Оно не играет музыку преображения каждый день. Но ты никогда не знаешь, когда эта музыка вновь зазвучит.

(Фото: Галилейское море)

Дорогие читатели, большая просьба: при публикации наших материалов указывайте ссылку на источник: wccm.ru. Заранее благодарим Вас!

 

Рассылка новостей 
Подпишитесь на ежедневную рассылку великопостных размышлений