1.3 «Встреча Джона Мейна с медитацией»

(«Школа Медитации»: Курс 1 / Письмо 3)

Впервые Джон Мейн столкнулся с практикой медитации, работая в “Британском колониальном департаменте” в Малайзии. Выполняя свои служебные обязанности, он познакомился с малайзийцем Свами Сатьянандой, основателем “Общества Чистой Жизни” [1], известным своей духовной подвижнической жизнью, посвященной социальному служению. Джон Мейн был очень впечатлен атмосферой спокойствия и святости, исходившей от этого местного монаха и когда они решили свои официальные вопросы, он заговорил с ним о молитве, расспрашивая Свами о том, как выглядит его духовная практика – медитация, связанная с повторением священного слова, мантры.

Затем Джон Мейн спросил своего собеседника, может ли он, будучи христианином, научиться такой форме молитвы? Свами, смеясь, ответил ему: “конечно, и это только сделает Вас ещё более хорошим христианином!”.

В своей книге “Христианская медитация – Гефсиманские беседы” [2] Джон Мейн рассказывает о том, что Свами в их беседе подчеркивал важность медитации каждое утро и каждый вечер в течение получаса, говоря: “Если Ваши намерения серьезны и Вы действительно желаете укоренить молитву в своем сердце – тогда это является минимальным обязательством. В течение всего времени медитации в Вашем уме не должно быть никаких мыслей, слов, воображаемых образов. То единственное, что Вы должны слышать, – это звучание Вашей мантры, Вашего Слова. Это подобно музыкальной гармонии, созвучию. Когда мы позволяем зазвучать в нас этой гармонии, мы все в большей степени входим с ней в резонанс. Затем этот резонанс ведет нас прямиком к нашей собственной целостности… Так мы начинаем переживать глубочайшее единство и согласие, лежащее в основе бытия каждого из нас. И тогда эта гармония постепенно образует резонанс между нами и всеми существами вокруг нас, всем творением, созидая единство между нами и нашим Творцом.”

Таким было начало медитативного путешествия Джона Мейна. Медитация ведет к тишине, благоприятной для глубокой созерцательной молитвы, и эта тишина, став основой его духовной жизни, всего его существования, в конце концов привела его к решению стать монахом. В те времена медитация не воспринималась в качестве допустимого способа христианской молитвы, и о.Джону было сказано оставить ее, что он и сделал на время новициата, поступая в духе бенедиктинского повиновения. Он очень тосковал без медитативной практики, хотя смотрел на эту ситуацию, как на возможность упражняться в непривязанности: “Я учился не зависеть от практики, которая была в то время чем-то наиболее священным для меня, чем-то, на чем я стремился построить всю свою жизнь. И я учился строить свою жизнь на самом Боге.” Много лет спустя он с восторгом обнаружил практику, с которой его познакомил ранее малайзийский Свами, в трудах св. Иоанна Кассиана, раннехристианского монаха-пустынника, жившего в IV века н. э. В “Собеседованиях” Кассиана он прочел о практике использования простой и краткой фразы, ведущей к покою, необходимому для молитвы. Тогда о. Джона посетило чувство того, что он “снова оказался дома”, и с тех пор он вернулся к своей “практике мантры” уже в качестве аутентичной христианской медитации.

Джон Мейн был пионером-популяризатором этой формы молитвы, которой он делился с помощью своих книг, основывая медитативные группы и проводя ретриты. Он знакомил с медитацией не только монахов, но и обычных людей всех возрастов. После смерти о.Джона его ученик, о. Лоренс Фримен OSB, взялся за эту задачу, став духовным руководителем образовавшейся общины, и затем в 1991 г. основав “Международное Общество Христианской Медитации”.

 

[1] Благотворительная организация, дающая приют жертвам военных конфликтов, беднякам и людям из маргинализированных слоев общества Малайзии. Также, важно отметить, что малайзийский Свами Сатьянанда, с которым общался Джон Мейн до своего вступления в Илингское аббатство часто путается с другим, более популярным Свами – Сатьянандой Сарасвати.

[2] Джон Мейн начал обучать медитации в 1976 году после краткого пребывания в ските Томаса Мертона и выступления на трех конференциях для монахов в аббатстве Марии Гефсиманской (США, Кентукки). Книга “Гефсиманские беседы” является сборником текстов этих бесед.

Ким Натараджа Obl OSB

Перевод с англ.: Мария Захарова Obl OSB
При цитировании обязательна ссылка на wccm.ru