11.05.2020

(о.Лоренс Фримен OSB | о. Беда Гриффитс OSB | Мастер Экхарт| Евангелие от Иоанна)

Еженедельные чтения для медитативных сессий

о. Лоренс Фримен OSB 

(«Мистический опыт Иисуса», «Отец наш Небесный»)

Среди многих вопросов, которые задает Иисус своим ученикам, ключевой – а также показывающий, как Иисусов опыт Отца становится нашим собственным – «за кого почитаете Меня?». Если мы вслушаемся в него, он поведет нас, подобно Алисе, в глубокий туннель – в мир необычайно интенсивной реальности и озарения, который Иисус называет Царством. Basileia – греческий эквивалент слова «царство» можно лучше перевести как «царствование». Это напоминает нам, что Царство Божье – не место, в котором мы собираемся оказаться, и не вознаграждение, которое мы можем заслужить. Царство Божье – это присутствие чистого бытия Бога, в котором все двойственности превосходятся, хотя и не уничтожаются. «Не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21) В этом месте Нового Завета используется греческое выражение, означающее – «в вас», «внутри вас», и оно также может быть переведено как – «среди вас», «между вами». Христианская мистическая традиция имеет очень простой смысл – это вхождение в Царство в единстве любви с Ним, в свете Его слова, в уникальных обстоятельствах нашей жизни.

Царство Божье – это сам Отец, оно является возможностью разделить Его природу. Это наш осознанный опыт переживания Бога. Мы не можем войти в Царство бессознательно, хотя можем ощущать его интуитивно или мечтать о нем. Но чтобы войти в него, мы должны бодрствовать и проявлять бдительность – обладать теми качествами, которые развивает в нас медитация. Однако, как учит Иисус, мы не можем наблюдать приход Царства, как внешнего объекта – не можем воспринимать Царство дуалистическим умом. Мы познаем Царство, делясь им с другими. Возможно, именно поэтому прозрения Царства появляются на миг и тут же исчезают. Именно поэтому Воплощение одновременно являет нам Отца и одновременно указывает на то, что Он сокрыт, как основание и источник бытия, в Иисусе.

 

о. Беда Гриффитс OSB «Возвращение к Центру» 

Если бы мы могли спуститься в глубины любого предмета – будь то песчинка, листок или цветок – мы бы встретились с вечной тайной. За молекулами и атомами, протонами и электронами, живыми клетками с их генами и хромосомами, скрывается жизненная сила, непрестанно исходящая из бездны бытия в Отце, проявляющаяся в свете Слова и возвращающаяся к источнику в Духе, в блаженстве любви. Божественная Троица, или Сат-чит-ананда веданты, пребывает в сердце каждого существа. В Упанишадах говорится: «истинное «Я», будучи меньше меньшего и больше большего, сокрыто в сердце каждого существа. Тот, кто свободен от желаний и печали, видит его славу по милости Творца». Эта тайна открывается каждому. Все подходят к ней с разных точек зрения и выражают её различными терминами, однако тайна остаётся неизменной, единой вечной Тайной, проявляющейся в пространстве и времени, единым неизменным Светом, отражающемся в человеческом сознании.

Почему же тогда человечество остаётся запертым в мире частичных истин? Причина кроется в невежестве. Душа утрачивает знание о Едином и попадает в сети иллюзии. И основная причина невежества – грех. Это решение свободной воли отвернуться от Бога, от Истины, и отвергнуть Любовь, отказавшись от самоотдачи. В Иисусе человек, отвернувшийся от Бога, познал Истину и полностью отдал себя Любви, пожертвовав собой. В этой точке в пространстве и времени Истина проявилась в любви самопожертвования. Таково финальное откровение тайны: Отец открывает Своё «Я» миру и передаёт Свой Дух с помощью Любви.

 

Мастер Экхарт «Царство близко»

В моей душе есть сила, воспринимающая Бога. Ничто не близко мне так, как Бог. Бог мне ближе, чем я сам себе. Мое существование зависит от того, что Бог тут, что Он близок. Он присутствует в камне и в куске дерева, но они этого не знают. Если бы дерево знало о Боге и сознавало близость Его, как сознает это высший Ангел, то и дерево обладало бы тем же блаженством, что и Ангел. Потому человек и блаженнее куска дерева, что он познает Бога и знает, как близок ему Бог.

Пространство и время всегда лишь части, а Бог един. Бог не “то” и не “это”, как множество вещей: Бог есть одно. Если надлежит душе видеть Бога, она не должна одновременно устремлять взоры на вещи, принадлежащие времени. Ибо покуда образы заполняют ее сознание, невозможно ей увидеть Бога. Если душа хочет видеть Бога, она должна также забыть и потерять себя. Ибо покуда она видит и знает себя, до тех пор не видит и не знает она Бога.

 

Евангелие от Иоанна

(Ин 14, 1-12)

Иисус сказал ученикам Своим: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду.

 

break

Чтения предназначены для использования как группами, проводящими регулярные встречи, так и людьми, медитирующими в нашей традиции и не имеющими возможности присоединиться к той или иной группе. Еженедельно мы предлагаем подборку фрагментов из Священного Писания а также из текстов традиционных и современных учителей христианской созерцательности, из классической и новой духовной литературы. Каждый выпуск чтений рассчитан на то, чтобы его можно было использовать в качестве источника текстов для чтений перед медитацией и после медитации, в течении целой недели. Советуем для каждой отдельной медитативной сессии стараться выбирать один или два небольших фрагмента из общего недельного объема – это поможет глубже сосредоточиться и сделать выбранный фрагмент дверью к тишине и сосредоточенности в Божьем присутствии.

Рассылка новостей 
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений

Составление чтений:  Альберт Захаров Obl OSB

Иллюстрация: Рембрандт «Портрет Иисуса»